Бизнесвумен на селе и коня на скаку остановит, и налоговый отчет сдаст

Каким должен быть образ сельской женщины? Это стереотипная доярка или, может быть, девушка в калошах, укладывающая снопы сена?.. Отнюдь! Практически половина сельчанок хочет и готова хоть сейчас отбросить грабли в сторону и превратиться в предпринимательниц.

Бизнесвумен на селе и коня на скаку остановит, и налоговый отчет сдаст

Неравное равенство

В Казахстане женщины не подвержены дискриминации при трудоустройстве. По статистике, в республике доля мужчин и женщин среди наемных работников примерно равна. Однако представительницы прекрасной половины человечества значительно реже, чем мужчины, владеют материальными активами. Разница в соотношении женщин и мужчин, возглавляющих частные предприятия, существенная — 30 процентов против 70. И это при том, что на 1000 женщин в стране приходится 946 мужчин. Что в процентном соотношении составляет примерно 52 к 48 процентам.

Эксперты отмечают, что, несмотря на приемлемый уровень занятости женщин в экономике Казахстана в целом, уровень безработицы среди них — 5,4 процента. Это на один процент выше, чем у мужчин. Средний размер оплаты труда женщин на треть (!) ниже, чем у мужчин. Самозанятых представительниц прекрасного пола больше, чем мужчин, но все они преимущественно работают в сельской местности. Там многие из них числятся в секторе непродуктивно занятых. Говоря простыми словами, трудятся «на благо...», являясь по сути неоплачиваемыми работницами семейных предприятий или просто трудясь на личном подсобном хозяйстве. Но совпадает ли такая преемственность прошлого с желаниями самих сельских женщин? Как отражают исследования, нет.

Потенциал женского предпринимательства на селе в Казахстане показывает, что более 43 процентов хотели бы заниматься предпринимательством. Но они имеют ряд ограничений, о которых было сказано 17 ноября в Астане на VI форуме «Роль сельских женщин в формировании приоритетов устойчивого развития». Здесь и отсутствие предпринимательских знаний, и недостаток материальных ресурсов, и психологические барьеры. Эти факты говорят о том, что в данном сегменте требуются мероприятия, направленные на развитие женского предпринимательства в РК, и прежде всего — доступ к образовательным ресурсам.

Форум и представленные на нем программы позволяют преодолеть многие из озвученных выше преград и дают возможность сломать устоявшиеся стереотипы. Прошедшее мероприятие стало своего рода кульминацией серии форумов, прошедших в течение года в северных, южных, западных, восточных областях страны. Такой подход позволил в разрезе областей вынести на повестку дня вопросы конкретных из них и локальной специфики ведения предпринимательства.

«ФСЖК зарекомендовывал себя полноценной площадкой для продвижения голоса сельчанок на республиканском уровне. Форум проводится в шестой раз, а с 2019 года — также в регионах. В этом году мы проделали большую работу, посетив все части страны, и теперь готовы объединить усилия для освещения как того, что нас объединяет, так и того, в чем мы требуем большего внимания. Общих задач, конечно, больше. Это делает нас более сплоченными и уверенными в достижении наилучшего результата», — сказала в приветственном слове Майра Айсина, председатель организационного комитета форума, депутат Мажилиса Парламента РК ІV, V, VI созывов.

Женщины стали смелее

Организаторами форума выступили ОЮЛ (организация юридических лиц) «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global», общественный фонд «Социальная динамика» при поддержке Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК.

Форум на всем протяжении существования оказывает поддержку социальным проектам, направленным на развитие предпринимательства среди женщин, в том числе и на селе. Среди делегатов мероприятия — 20 победительниц конкурса проекта «Coca-Cola Белестерi», которые были награждены сертификатами от 2000 до 4000 долларов США. Предполагается, что эти деньги пойдут на развитие их собственного дела.

Как отметили организаторы, всего в этом году более 15 000 женщин приняли участие в тренингах по основам предпринимательства businessteam.ccb.kz и ведению подсобного хозяйства farmerschool.kz. Результатом проведенной работы стала 581 заявка на участие в конкурсе на лучшую бизнес-идею, что на 20 процентов больше, чем годом ранее.

В среднем наиболее активной группой женщин по Казахстану является возрастная категория 36-49 лет (38,7 процента). В ряде регионов данный показатель выше и достигает в Акмолинской области 47,5 процента, в ВКО — 46,7, а в Абайской — ниже (24,7). В выборку 26-35 лет попали 28,7 процента женщин, тогда как в Кызылординской области данная группа составила 46,8, в ЗКО — только 15 процентов молодежи. Больше всего предпринимательниц в Карагандинской области (55 процентов), а самозанятых — в Павлодарской (66).

Елена Ожго, директор общественного фонда «Социальная динамика», отмечает, что практически половина сельских женщин хотели бы заняться бизнесом. «Наличие потенциала женского предпринимательства на селе подтверждается регулярным мониторингом. В этом году, спустя три года после начала пандемии COVID-19, наша команда совместно с центрами развития женского предпринимательства НПП «Атамекен» оценила наличие группы женщин, планирующих начать бизнес, в 43,36 процента, из которых 29,07 намерены заняться им в ближайшие три года и 14,29 — в неопределенном будущем», — подчеркнула она.

Также спикер сообщила, что при сравнении с показателями ноября 2020 года число предпринимательниц снизилось с 30,6 до 22 процентов и выросло число тех, кто планирует начать бизнес, с 31,6 до 43,4 процента. Общее число предпринимательниц и потенциальных дебютов составило в 2020 году 62,2 процента, а в 2023-м — 65,4, что является очень близким результатом и говорит о сохранении в целом потенциала предпринимательства.

Определяющим фактором положительной динамики можно считать большую уверенность в завтрашнем дне. Согласно озвученным данным, страх неудачи в бизнесе у сельских женщин в среднем по Казахстану снизился с 56 до 22 процентов. В региональном разрезе он чаще встречается у жительниц Павлодарской — 68 процентов, Жетысуской — 48,8 и реже всего Абайской — 9,9 и Мангистауской областей — 7,4 процента.

Поддержка бывает разной

Как показывают приведенные выше цифры, основные опасения, связанные с началом предпринимательской деятельности, за последние три года значительно снижены, но все еще остаются. Главным стоп-фактором является поиск источника финансирования. На втором месте в рейтинге страхов — сокращение времени, уделяемого детям. На третьем — психологические факторы, такие как отсутствие уверенности в своих способностях, за которыми стоит боязнь сложностей ведения бухгалтерии и учета.

Понятно, что для открытия своего дела нужна поддержка. Но какая именно? Исследования показывают, что потребности регионов в среднем схожи, единодушны в необходимости финансовой поддержки. Потребности ее выше среднего в Алматинской и Акмолинской областях и составляют по 33 процента. Наименее востребованной формой указываются мероприятия по обмену опытом за исключением Карагандинской и Мангистауской областей (15 процентов). Обучающие семинары, тренинги в небольших группах ставят на второе место во всех регионах. Выше — в Кызылординской и Павлодарской областях — 23 процента.

Информационно-консультативная поддержка также является важной составляющей. Спрос на данный вид поддержки высок по всей стране и ниже только в Карагандинской, Костанайской и Мангистауской областях. Онлайн-обучение менее востребовано только в Туркестанской области. Низкий процент выбора «наставничества» в Кызылординской области — только три процента, как и встречи с успешными предпринимателями в СКО — три процента. Тогда как в остальных регионах этот показатель значительно выше: 22 процента — в Абайской, 23 — в Алматинской и Павлодарской областях.

По данным опроса, проведенного среди всех участниц проекта «Белестерi», более 13 процентов участниц, прошедших бесплатное обучение по программе, самостоятельно изыскали возможности привлечения финансирования. Это способствовало открытию или развитию более 5000 малых предприятий и созданию более 7000 рабочих мест. Подтверждает важность и эффективность данной программы для поддержки женского предпринимательства в стране.

«Проект «Белестерi», работающий в течение 11 лет, полезен как начинающим, так и уже действующим предпринимательницам, предоставляя бесплатную поддержку по различным образовательным направлениям, таким как маркетинг, продажи, продвижение продукции через интернет, поиск партнеров и инвестиций, финансы для малого бизнеса. Он поощряет женщин к становлению успешными предпринимательницами, способствуя развитию бизнеса и содействуя социально-экономическому росту в стране», — сказала Александра Аккирман, директор по корпоративным связям и коммуникациям компании Coca-Cola в странах Центральной Азии и Кавказа.

Традицией форума стали презентация нового, пятого, выпуска книги «100 историй успехов сельских женщин» и выставка-ярмарка продукции с участием начинающих бизнес-предпринимательниц — победительниц конкурса «Белестерi». Проект USAID/FGI предоставил участницам сессии «Сельская кооперация — инструмент экономической устойчивости и занятости на селе» учебное пособие «Что такое кооператив». Также в рамках VI форума были награждены лучшие представительницы разных направлений развития сельских территорий и участницы социального проекта по развитию женского предпринимательства.

На пути любого начинающего предпринимателя возникает целый ряд сложностей и вопросов, связанных с экономикой, цифровизацией, рядом административных и кадровых вопросов. Однако ответы на большинство из них можно найти в различных программах, которые доступны широкой аудитории совершенно бесплатно. Главное — не бояться сделать первый шаг.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру