Технологии будущего, которые могут отправить в прошлое

Декарбонизация экономики и энергетических систем, электрификация транспорта — все это, конечно, модно, но цифры говорят о том, что страна не готова одномоментно перескочить на рельсы зеленых технологий. Если данный факт игнорировать, это может привести к серьезным негативным последствиям. Например, район или даже целый город могут остаться без электричества...

Технологии будущего, которые могут отправить в прошлое

Неучтенка

Причин обесточивания микрорайона или целого города может быть множество. Из очевидных — усталость оборудования и сезонная перегрузка энергосистемы из-за резкого увеличения количества потребителей.

Однако к типичным пожирателям драгоценного напряжения добавились новые, еще более прожорливые. В ночь с 29 на 30 октября в Астане из-за короткого замыкания на ТЭЦ-2 несколько районов города остались без электричества. Из-за этого ЧП отмечались перебои с водоснабжением и отоплением, кроме того, сбоила сотовая связь. Благо в течение нескольких часов последствия аварии удалось ликвидировать. Но это вовсе не повод для того, чтобы почивать на лаврах! Ведь еще не было сильных морозов, следовательно, больших нагрузок на сети тоже не было.

Необходимо подчеркнуть, что объем потребления электроэнергии можно отнести к группе циклических, его довольно легко рассчитать. Он сохраняет свою массу, показывая определенный прирост от года к году. То есть специалисты наперед знают, какой район потребляет больше электроэнергии, а какой меньше. Также они предполагают, на каких именно участках следует ожидать перегрузок и аварий. Однако в этот устоявшийся порядок ворвались новые, неучтенные потребители — электромобили. Их число за текущий год увеличилось кратно! Если в цифрах, то за один только прошедший год количество электромобилей в Казахстане выросло в 10,4 раза. Если годом ранее их доля составляла 0,01 процента от всего автопарка страны, то в текущем году этот показатель уже побил отметку 0,11 процента.

Не удивительно, что в региональном разрезе больше всего электромобилей зарегистрировано в Алматы — 2,8 тысячи против 40 машин годом ранее. То есть годовой прирост по южной столице просто колоссален — в 68,8 раза. На второй строчке расположилась Астана. Там ввиду более сурового климата спрос на «электрички» не такой большой. Однако если обратиться к прошлогодним данным, то и тут виден сильный рывок. В прошлом году — 12 авто, за первое полугодие 2023 года — 550.

Конечно, эту тенденцию можно подать под соусом декарбонизации и борьбы за чистый воздух. Если поставить два разных типа авто рядом, электромобили действительно наносят меньший вред, чем автомобили с классическими ДВС. Однако в глобальном плане к этим «чистым» автомобилям есть много вопросов, и один из главных — инфраструктура. В Казахстане слабым местом в истории про электрификацию транспорта по-прежнему остается недостаточное количество зарядных станций.

Прежде дефицит был головной болью самих автовладельцев, ведь средний показатель пробега электромобиля в 300-400 километров не позволяет их владельцам отъехать далеко от города. Да и в городе число мощных электрозаправок можно пересчитать по пальцам. Однако сейчас отсутствие инфраструктуры может стать проблемой общественной, то есть даже тех людей, которые и не думали пересаживаться на электромобили, а также тех, кто даже автовладельцем никогда не был.

Причина в непомерном аппетите этих самых электромобилей, утолить их голод сети могут быть не в состоянии. На самом деле понять, сколько электричества потребляет электромобиль при зарядке, очень просто — достаточно посмотреть на цифру емкости аккумулятора. Она измеряется в тех же самых единицах, что и электричество в счетах коммунальных услуг — в киловаттчасах. В открытых источниках мы не нашли точных данных о марках и характеристиках электромобилей, поставленных на учет в Казахстане, однако изучение предложений на местных площадках показало, что в среднем популярные в стране «электрички» оборудуют аккумуляторами емкостью от 75 до 110 киловатт. Да, на рынке есть и маломощные электромобили емкостью 35 киловатт (30-40 лошадиных сил), но есть и такие пожиратели энергии, «бак» которых превышает 300 киловатт, а мощность варьируется от 500 до 1000 лошадиных сил.

Взяв усредненный показатель — 100 киловатт, мы получаем, что только по Алматы потенциальный прирост потребности в пике увеличился до 250 000 киловатт (250 мегаватт). Примерно такой же объем энергии потребляет небольшой поселок в 625 домов. Однако если в случае с обеспечением электроэнергией населенного пункта речь идет о месячном потреблении, то в случае с электромобилями этого объема хватит всего на одну зарядку каждого экземпляра. То есть после 400 километров такой же объем мегаватт потребуется вновь.

На пределе ресурсов

Для электрифицированной Европы, где представлены все возможные виды источников электроэнергии, такой прирост был бы незначительным, но в Казахстане, увы, дела обстоят иначе.

Еще год назад, в начале зимы, на заседании Правительства Республики Казахстан Министр энергетики РК Болат Акчулаков рассказал о проведенной Министерством энергетики ревизии состояния тепловых электрических станций и сетей страны.

«Министерством энергетики РК в рамках специальной комиссии, созданной по поручению главы государства, завершен анализ по техническому состоянию ТЭЦ. На сегодня в стране функционирует всего 37 теплоэлектроцентралей, из них в красную зону вошли 19 ТЭЦ, в желтую—11 и в зеленую — 7 ТЭЦ. Средний износ оборудования ТЭЦ составляет 66 процентов, средний возраст — 61 год, из них около 76 процентов ТЭЦ отработало более 50 лет», — пояснил тогда Акчулаков.

Прошедший отопительный сезон-2022/23 запомнился рядом серьезных ЧП, что вновь привело к проверкам. Тогда стало известно, что государственных ТЭЦ в стране всего 10, еще пять — квазигосударственные, а все остальные — 22 ТЭЦ — частные. Совсем не хозяйственное отношение к крупным энергообъектам привело к череде аварий на различных ТЭЦ по всему Казахстану. Они не только оставили людей без тепла в самый холод, но и привели к человеческим жертвам. Чуть позже Президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил Премьерминистру Алихану Смаилову рассмотреть вопрос возвращения в государственную собственность проблемных энергетических активов в городах страны.

Ряд ТЭЦ в стране был подвергнут прокурорской проверке, результат которой ожидаемо оказался неутешительным. В октябре текущего года в рамках прокурорской проверки 11 частных ТЭЦ на некоторых объектах были выявлены системные недостатки и нарушения. Озвучено, что оборудование на каждой станции находится в критическом состоянии, что может привести к авариям во время отопительного сезона.

Тогда Премьер-министр РК Алихан Смаилов потребовал установить конкретный график работ на 2023 — 2024 годы и вести мониторинг их исполнения. Также он предупредил, что в случае выявления нарушений по обязательствам будут приняты меры по возврату станций в госсобственность.

Обозначенный усредненный показатель износа — 66 процентов — хоть и настораживает, но определенную уверенность все-таки дает, однако, если разбирать ситуацию в частности, она меняется в худшую сторону. Например, степень износа оборудования алматинской ТЭЦ-3 составляет 77 процентов. На более старой, запущенной еще в 1935 году, ТЭЦ-1 ситуация немногим лучше — износ 74,9 процента, на относительно молодой ТЭЦ-2 — 67,1 процента.

На пороге

Важно отметить, что устарели не только сами ТЭЦ, но и остальные звенья в цепочке, ведущей к конечному потребителю. То есть ситуация на подстанциях и сетях, если учесть количество новых жилищных комплексов, подключенных к ним только за последнее десятилетие, оставляет желать лучшего. А ведь именно тут и подпитываются электромобили. Да, в самом ЖК могут стоять мощные трехфазные зарядные станции, которые позволяют «заправлять» авто гораздо быстрее, чем от обычной розетки, но что дальше, выдержит ли подстанция, к которой подключен этот самый ЖК? А если сойдутся в одной точке несколько факторов: холодная зима и одновременное подключение к зарядным станциям тысячи электромобилей?

Здесь нужно понимать, что при зарядке важную роль играет не только объем выкаченной энергии, но и скорость, с которой этот процесс происходит. Например, при емкости батареи 95 киловатт на ее полную зарядку от обычной розетки уйдет 42 часа. Потребление в этом случае составит примерно 2,2 киловатта, что эквивалентно одновременному включению утюга и микроволновки. Но мощные зарядные станции могут зарядить такой же автомобиль за 4,5 часа, правда, для этого мощность зарядной станции должна составлять уже 22 киловатта. Переведем эту абстрактную цифру во что-то осязаемое, понятное. Двадцать два киловатта достаточно, чтобы зажечь 220 стоваттных лампочек. Кстати, продажу и производство таких ламп в Казахстане запретили еще в далеком 2012 году. Тогда управление информации Министерства индустрии и новых технологий РК объяснило этот шаг тем, что нужно экономить, мол, такие лампы идут вразрез с современными нормами и энергоэффективностью как таковой.

Непонятно, почему в министерствах молчат сейчас, когда электромобили в Казахстан завозят фурами, а новые сети для них никто не строит? Есть ли вообще инстанция, которая просчитывает подобный прирост объема потребления электроэнергии? Ведь и в Астане, и в Алматы есть еще более мощные зарядные станции, выдающие по 40 и даже 50 киловатт.

На самом деле Казахстану катастрофически не хватает электроэнергии уже сейчас. По данным Министерства энергетики РК, дефицит электрической энергии и мощности будет ежегодно расти. По расчетам, в конце 2023 года потребление превысит производство электроэнергии на 1,6 миллиарда киловатт-часов, такой же «минус» будет и в следующем году. Согласно данным из прогнозного баланса электроэнергии Единой энергетической системы РК на 2023 — 2029 годы, через шесть лет разрыв производства и потребления составит уже 5,5 миллиарда киловатт-часов. И это данные без учета стремительного роста популярности электромобилей и их прожорливости. Чем перекрывать дефицит, дорогостоящим импортом из РФ?

Для выхода из потенциального энергокризиса нужны действенные меры, к которым можно отнести возведение АЭС. Тема эта спорная и часто критикуемая со стороны Запада. Однако абсолютно все развитые страны активно используют дешевую атомную энергию. В одних только странах ЕС функционирует более 100 энергоблоков. Почему Казахстан, обладая собственными запасами урана, должен быть лишен возможности выработки доступной энергии?

То, что в Казахстане начало расти число «электричек», должно радовать, однако выходит, что страна не готова к столь модной тенденции. Складывается парадокс: новейшие технологии в виде электромобилей могут отправить нас в прошлое, когда модными источниками света были свечи и керосиновые лампы. Не исключено, что бездействие неминуемо приведет к веерным отключениям и блэкаутам в разных уголках страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру