Казахстанцам грозит повышение НДС

За несколько лет Налоговый кодекс Республики Казахстан претерпел более 50 редакций. И теперь экономику ждет очередная его трансформация, в том числе повышение ставки налога на добавленную стоимость с 12% до 16-20%. Соответствующий консультативный документ вынесло Министерство национальной экономики РК, пишет республиканское издание «НП».

“В первую очередь фискальная функция — дополнительные 2,4 трлн тенге вместо целевого трансферта в 2 трлy тенге, который мы берем из Нацфонда ежегодно. Расходы государства растут. Ежегодно мы 3,5 трлн тратим только на помощь по Дорожной карте бизнеса, “Экономике простых вещей”, в сельском хозяйстве”, — говорит вице-министр обозначенного выше министерства. И в дополнение к этой информации приводится статистика по НДС соседних стран. Например, в России, Беларуси и Армении ставка налога составляет 20%, в странах ОЭСР доходит до 27%.

Однако подобная информация тут же вызвала резонанс среди предпринимателей. Они тут же вспомнили, что в Узбекистане и Кыргызстане НДС составляет 12%, в Китае — 13%, в Южной Корее — 10%, а в ОАЭ и Канаде — вообще 5%. На что чиновники снова отреагировали соответствующе, обращаясь к бизнес-сообществу в лице все того же вице-министра: “НДС — это не ваша налоговая нагрузка, в коэффициенте налоговой нагрузки он у вас не сидит. Мы вообще не трогаем бизнес”.

Но страсти, вопреки ожиданию властей, утихать не собираются.

НДС — это не прямой, а косвенный налог, лежащий в основе каждой вещи или услуги. НДС вводится на каждой стадии производства вплоть до момента реализации вещи или услуги до конечного потребителя. Например, при производстве определенного товара производитель закладывает расходы на закуп сырья, расходных материалов, оборудования и прочее независимо от сферы деятельности: будь то промышленность, сельское хозяйство или сфера услуг. 

Таким образом, идет накопление вновь созданной стоимости, добавленной на каждой стадии производства. Сам НДС вносится в бюджет не напрямую из средств производителя, а устанавливается как надбавка к цене товара или услуги. И тот, кто в итоге продает товар или услугу, передает часть средств из этой надбавки в бюджет.

Отчислению подлежит также часть стоимости облагаемого импорта, если речь идет об импорте товаров на территорию Казахстана. Именно к этому факту взывал вице-министр национальной экономики, когда предложил повысить текущую ставку НДС, объясняя гипотетическую защиту казахстанских товаров от вытеснения российскими.

Однако некоторые эксперты полагают, что и этот аргумент со стороны государства не совсем обоснован. Действительно, российские компании пользуются нулевой экспортной ставкой при отправке своего товара в нашу страну. Таковой, впрочем, пользуются и наши экспортеры. Вот только компания-импортер завозит свой товар на территорию Казахстана и платит НДС на импорт в размере все тех же 12%. То есть имеет аналогичные условия, что и наши производители. Значит, обвинять соседние страны в демпинге и вытеснении наших товаров на нашем же рынке веских оснований нет.

Таким образом, остается единственный довод Министерства национальной экономики в горячем желании поднять ставку НДС —повышение бюджетных доходов.

Если поднять НДС с 12% до 16-20%, тогда станут очевидными некоторые нелицеприятные моменты состояния нашей экономики, а именно: Казахстан не входит в число стран, где производится все. Основную долю товарооборота у нас составляет импорт. Налог, включенный в стоимость товара или услуги на каждом этапе, не обеспечит, вопреки ожиданию властей, регулярных поступлений в бюджет. Ведь товар, произведенный на территории РК или ввезенный как импорт, может пройти весь цикл производства или перепродажи, но так и не быть продан. То есть на каждом этапе купли и перепродажи очередной поставщик закладывает свой налог НДС, который в конечном итоге резко увеличивает цену товара. И даже малейшее увеличение НДС приведет к резкому толчку и без того заметной инфляции. И тогда спрос со стороны населения заметно просядет.

Решение о повышении НДС с последующим предполагаемым пополнением государственного бюджета дела в экономике могут обернуть в худшую сторону. Вспомним, как после волны запретов на фоне ковида многие компании были вынуждены работать на грани выживания. И только сейчас они становятся более-менее рентабельны в своей деятельности. Если учесть, что весь бизнес строится на системе прозрачности, официальных зарплатах и отсутствии наличного оборота, то уйти от налогов теперь у него не получится. Значит, компании либо начнут дробиться до состояния минимальной пороговой отчетности по НДС (то есть стараться войти в число неплательщиков налога), либо уходить в серую зону, либо вообще покидать страну в поисках привлекательного налогового режима.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру