«Аксай нан» уже давно стал именем нарицательным, воплощая в своей продукции основу кулинарии — хлебобулочные изделия, занимающие центральное место на каждом обеденном столе. В конце 80-х годов комбинат создавался как предприятие, ориентированное исключительно на производство социального хлеба (он же «кирпич» или формовой) как самого востребованного продукта, имеющего стратегическое значение. Конечно, параллельно выпускали ржаной хлеб, батон и бараночные изделия, пользующиеся спросом, но назвать этот ассортимент богатым тогда было нельзя.
Повышенный спрос стал определяющим фактором, и в 1991 году был создан кондитерский цех, который к сегодняшнему дню развился в солидное производство широкого ассортимента тортов, пирожных, кексов, рулетов, сдобного печенья и прочих изысков. В 2008 году ТОО «ХБК «Аксай» стало лауреатом премии Президента РК «За достижения в области качества». Комбинат был призером республиканского конкурса «Лучший товар Казахстана», а также имеет народный знак качества «Безупречно». Конечно, было еще множество знаковых событий, премий, наград, главной из которых было и остается признание потребителя — считай, индикатор качества.
В интервью «МК» в Казахстане» начальник отдела розничной торговли «Аксай нан» Маржан Атымтаева подчеркнула, что сегодня ассортимент «Аксай нан» представлен более чем 300 позициями, а в сутки комбинат производит более 150 тонн продукции. Благодаря умелому руководству и высокой квалификации специалистов предприятие до сих пор уверенно занимает лидерскую позицию, покрывая более 70 процентов хлебного рынка Алматы, а также Алматинской области, что говорит о большой социальной ответственности.
Дело в том, что бесперебойное обеспечение социальным хлебом крупнейшего города страны — это не только колоссальный труд и многоступенчатость процесса, но и большая финансовая нагрузка на предприятие. Возможно, немногие знают, но себестоимость формового хлеба составляет около 170 тенге. При этом отпускная цена комбината «Аксай нан» составляет всего 80 тенге. Таким образом, только на данной позиции предприятие несет большие убытки, которые от года к году составляют от полутора до двух миллиардов тенге.
Компенсировать эти убытки удается за счет параллельной реализации других направлений, в числе которых выпуск линии здорового питания, кондитерские изделия, а также развитие сети фирменных магазинов, о чем мы расскажем подробнее.
Динамичный темп развития предприятия привел к тому, что сегодня «Аксай нан» развивается одновременно в нескольких векторах, куда включено расширение ассортимента продукции, а также способы ее реализации.
Главным отличительным преимуществом фирменных магазинов является то, что в них вся продукция реализуется по цене комбината. Вторая важная деталь заключается в том, что фирменные магазины представляют собой коллаборацию торговой точки и кофейни или кафетерия. Этот опыт позаимствован из гастрономической индустрии Европы, где кафетерии часто организуют преимущественно при крупных продовольственных и универсальных магазинах. Такое решение позволяет клиентам на месте употребить свежую выпечку и даже полноценно пообедать.
Первая из таких зон в виде небольшой кофейни была открыта в 2015 году в центральном фирменном магазине, расположенном в одном из зданий комбината «Аксай нан». Сегодня число фирменных магазинов увеличилось до 12, из них 10 представляют собой симбиоз крупных кафетериев вместимостью до 40-50 посадочных мест и точки непосредственной реализации продукции.
Несомненными преимуществами новых фирменных магазинов являются свежесть продукции и ассортимент изделий, которые не купить в обычных магазинчиках шаговой доступности. Например, здоровые хлеба, а также новые виды хлеба, которые не входят в стандартный набор обычного магазина, всегда выставлены на витринах в фирменных магазинах «Аксай нан». Также все кафетерии, независимо от локации, объединяет одна важная особенность — кухня в них всегда представлена исключительно свежеприготовленными блюдами.
В первую очередь это, конечно же, большой ассортимент французской выпечки, но нашлось место и для фастфуда. Как отметила Атымтаева, потребители неоднократно обращались в компанию с предложением запустить линейку быстрых перекусов. И это понятно, ведь в динамичном ритме современной жизни компактные и питательные ланчбоксы являются весьма удобным решением, а в некоторых случаях — даже незаменимым.
Также в последнее время на рынке появилось много западных брендов с продукцией, о пользе которой написаны тома изданий. Пожалуй, именно эти два основных фактора и побудили специалистов «Аксай нан» к созданию линии сэндвичей и прочих популярных блюд. Ведь у потребителя должен быть выбор и право покупать здоровую продукцию. Конечно, фастфуд от комбината вряд ли можно будет взять с собой в многодневный поход, если только вы не планируете съесть его в ближайшие сутки, ведь изза отсутствия консервантов и добавок они являются скоропортящимся продуктом. Но недостаток ли это? Скорее, наоборот — достоинство и преимущество!
Свой вклад в формирование меню внесли и тенденции в кулинарных предпочтениях молодежи, где бессменным фаворитом на протяжении многих лет является пицца. Стать конкурентоспособным в этом секторе было непросто, ведь в городе открыто много разного рода пиццерий. Но, как говорилось выше, особенностью кафетериев «Аксай нан» является исключительно свежеприготовленные блюда, то есть пицца также находится в списке блюд, которые готовят с нуля.
Многие городские пиццерии в своем производстве используют полуфабрикаты. То есть, например, тесто поступает на точку реализации в замороженном виде, где фаршируется и отправляется в печь. Плохо это или хорошо — вопрос спорный, однако с позиции бизнеса — неотъемлемый, ведь в таких узкопрофильных заведениях объемы заказов часто исчисляются десятками и даже сотнями блюд. По понятным причинам на приготовление с нуля просто не остается времени. Здесь же в приоритете не поточность, а качество и свежеть. То есть даже тесто для пиццы начинают готовить только после получения заказа.
Одним из последних ноу-хау кафетериев «Аксай нан» стала роботизация процесса приготовления блюд. Технологии не стоят на месте, и кулинария — не исключение. Конечно, для приготовления уникальных блюд можно нанять итальянского повара, обладающего звездами «Мишлен», но можно ли будет в этом случае говорить о доступных ценах на блюда? Конечно, нет! А это уже противоречит философии сети кафетериев, где главенствуют три постулата: быстро, натурально, доступно. «Робот», в памяти которого спокойно умещаются рецепты самых популярных мировых блюд, справится с этой работой если не лучше, то точно не хуже.
В этих целях кафетерии «Аксай нан» оборудованы профессиональными смарткухнями Mycook Touch Jedani. Они представляют собой новую разработку в области кухонной техники, дающую возможность приготовления любых по сложности блюд. Сейчас четыре из 12 кафетериев работают в новом, роботизированном, формате, что уже по достоинству оценили многие посетители.
Маржан Атымтаева подчеркнула, что сеть и дальше продолжит динамичное развитие. Уже сейчас интерьеры всех новых филиалов оформлены в спокойных тонах, передавая камерную обстановку и ретростиль старой Алма-Аты. На фресках, размещенных на стенах, можно увидеть уникальные снимки города, сделанные в 80-х и 90-х годах прошлого столетия. А дополнить атмосферу можно парой бокалов из коллекции вин казахстанского бренда Silk Alley. Еще в 2010 году на территории Туркестанской области был воссоздан один из самых крупных винодельческих комплексов Казахстана — его площадь составляет 750 гектаров. Сегодня Silk Alley является одним из ведущих отечественных производителей великолепного вина из легендарных, всемирно признаваемых сортов винограда, которые с успехом приспособились к южноказахстанскому климату. Эти утонченные вина не представлены в масс-маркете, но доступны в четырех кофейнях «Аксай нан», поскольку они являются частью одного холдинга.
В самых ближайших перспективах «Аксай нан» планирует запустить завод в городе Шымкенте. Сейчас уже закончены основные строительные работы и начался процесс поставки и наладки сложного оборудования. Уже в 2024 году у жителей и гостей города будет возможность не только получить доступ к широкому ассортименту продукции «Аксай нан», но и стать постоянными клиентами кафетериев нового формата, открытие которых также запланировано на предстоящий год.