Проблемы туристского бизнеса в Казахстане

Перспективы имеются, но как воплотить их в жизнь?

Туризм как глобальное явление имеет огромный социальноэкономический потенциал. Его мировые объемы растут даже в кризисные периоды. И казахстанские экономисты считают его эффективным средством, которое может амортизировать любой экономический кризис.

Перспективы имеются, но как воплотить их в жизнь?

Конкурентоспособность стран в сфере путешествий и туризма продолжает расти во всем мире. Лидером здесь по-прежнему остается Франция. В 2019 году ее посетили 90,2 миллиона туристов. За ней идут Испания (83,8) и США (78,7) (Ассоциация тypoпepaтopoв (//https://www.atorus.ru/news/ press-centre/new/50372.html). По доходам от туризма лидируют США (214,1 миллиарда долларов). Уже третий год экономика и социальная сфера всех государств мира значительно ослаблены пандемией коронавируса. Особенно большой урон за это время нанесен туристскому бизнесу Казахстана. Специалисты прогнозировали, что к 2030 году в мире будут путешествовать 1,8 миллиарда человек. Число туристов в мире в 2017-м превысило 1,3 миллиарда (//www.aa.com.tr).

Но следует иметь в виду, что въездной туризм вероятно будет восстанавливаться (из-за влияния пандемии) медленно и основные экономические и социальные результаты туристского бизнеса в ближайшие годы могут быть достигнуты через развитие внутреннего туризма в Республике Казахстан. Развитие этого вида бизнеса может быть фактором, стабилизирующим экономику и социальную среду страны при условии, что экономика собственно туризма будет иметь положительный торговый баланс.

В РК наблюдается отрицательный торговый туристский баланс, потому что ответственные за туризм чиновники не понимают механизма взаимодействия основных игроков на туристском рынке. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Непрофессионализм ответственных служащих не позволяет им при принятии ответственных решений опираться на методологическое обоснование. А именно на совокупность философских законов и принципов, определяющих потребительскую составляющую туристского бизнеса.

В среде казахстанских экономистов было высказано мнение о большой вероятности новой волны мирового кризиса и что эффективным средством, которое может амортизировать кризис, является туризм. Однако эти надежды могут быть реализованы, если туристская индустрия Казахстана будет иметь положительный торговый баланс. Это означает, что количество иностранных туристов, въезжающих в страну (и количество денег, ввозимых ими), будет превышать количество казахстанских туристов, выехавших в другие страны за один календарный год.

Неслучайно маркетинговая служба Всемирной туристской организации ежегодно определяет рейтинг успешности Национальной туристской организации по двум критериям: количество иностранных туристов, въехавших в РК; количество денег, ввезенных ими в Казахстан. К сожалению, республика имеет отрицательный туристский баланс.

По указанным критериям в мировом рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма за 2016 год Казахстан занимает 111-е место среди 141.

Сегодня в РК функционируют почти 2 тысячи туристских фирм. Из них более 95 процентов — это турагенты, то есть продавцы иностранных туристских программ. В такой ситуации мы никогда не получим положительный баланс. Нужны фирмы-туроператоры, работающие на казахстанских туристско-рекреационных ресурсах.

Низкий профессионализм значительной части преподавателей не позволяет им в своей работе опираться прежде всего на методологическое обоснование учебного процесса, то есть на совокупность философских законов и принципов, определяющих позитивную составляющую туристской деятельности.

Ведущим здесь, по нашему мнению, является закон единства и борьбы противоположностей. Считается, что в туристской деятельности три основных игрока (участника): турист (клиент), туроператор (составитель туристских программ), турагент (продавец туристских программ). Все они едины в туристской деятельности, но по практическим целям противоположны.

Туроператор и турагент — это два различных понятия в туристической индустрии. Вот их отличия. Туроператоры занимаются разработкой, организацией и продажей туров и путевок. Они часто имеют собственные ресурсы и инфраструктуру для предоставления туристских услуг. У них могут быть свои отели, автобусы, экскурсии, и они могут оказывать клиентам другие сопутствующие услуги. Они обычно заключают контракты с поставщиками услуг (гостиницы, авиакомпании, рестораны и т.д.) для обеспечения пакетных туров и организации услуг для клиентов. Туроператоры отвечают за планирование, создание и продажу туристических пакетов.

Турагенты представляют туристические услуги и товары от различных туроператоров. Они работают как посредники между туроператорами и клиентами, помогая последним выбрать тур и покупая его у туроператора. Турагенты консультируют клиентов по различным турам, предлагают оптимальные варианты, обрабатывают бронирование, управляют документацией и организуют услуги для клиентов, такие как авиабилеты, гостиницы и экскурсии. Таким образом, основное отличие между туроператором и турагентом заключается в том, что туроператор сам создает и организует туры, а турагент представляет и продает туры от различных туроператоров.

Вместе с этим единство заключается в том, что и оператор, и агент для успеха своего сегмента туристской деятельности должны ориентироваться на интересы клиента, более того — создавать программы, которые непременно вызовут интерес у потенциального клиента.

Характеристика основных игроков на рынке туристских услуг и их социальные цели

Главным игроком на туристском рынке, конечно, является собственно турист (потребитель туристских услуг и товаров). Однако, по нашему мнению, потребителей товаров и услуг отнести к полноценным игрокам на рынке можно лишь отчасти. Ведь повлиять на выбор товара или услуги потребителем в значительной степени могут только квалифицированные турагенты и туроператоры. Все остальные игроки рынка влияют на выбор туриста опосредованно.

Чтобы у туриста был большой выбор привлекательных туристских программ, нам необходимо иметь большое количество квалифицированных туроператоров. Но как этого добиться? Ведь операторская работа значительно сложнее и затратнее, чем работа агента. Многие страны дальнего зарубежья через свою национальную туристскую администрацию, общественные туристские организации и законотворческие структуры добиваются для туроператоров значительного снижения налоговой нагрузки и других преференций.

Это сильно сокращает себестоимость производимого туроператором турпродукта и таким образом увеличивает его реальную прибыль.

Предположим, что национальной туристской администрации удалось с помощью значительных преференций привлечь большое число менеджеров к туроператорской работе. Но ведь нам нужен не просто туроператор, а квалифицированный туроператор. Подавляющее же число вузов и колледжей, имеющих специальность «туризм», в состоянии готовить только турагентов. И здесь уже все зависит от других опосредованных игроков туристского рынка — профильных вузов и колледжей.

Основной недостаток обусловлен тем, что нередко лицензии на подготовку туристских кадров получают те вузы и колледжи, в которых преподаватели сами не имеют туристского опыта. Их ученые степени получены за защиту диссертаций, не имеющих отношения к сфере туризма. Или преподаватели вообще не имеют ученых степеней и званий инструкторов туризма. В Казахстане только пять докторов наук, 48 кандидатов наук и несколько докторов PhD, защитивших диссертации по туристской проблематике. Качество обучения студентов в учебных заведениях никак нельзя назвать даже удовлетворительным.

В последние годы в странах СНГ, в том числе и в Казахстане, наблюдается тенденция определять квалификацию преподавателей (в том числе и по специальности «туризм») по количеству ежегодных публикаций в базе Scopus. А это противоречит объективным критериям оценки эффективности работы национальных туристских администраций, которые использует Всемирная туристская организация (ЮН ВТО). Ведь ее структурное подразделение WTO-Marketing использует такие критерии, как «число туристов, въехавших в страну» и «количество денег, которые эти туристы ввезли в страну». Исходя из этих критериев эффективным специалистом по туризму в Казахстане является тот, кто умеет составлять привлекательные бизнес-программы с использованием отечественных туристско-рекреационных ресурсов. И, естественно, эффективные специалисты должны с максимальной прибылью уметь обслуживать клиентов — участников этих программ. Однако кому из иностранных специалистов будет интересно читать о проблемах подготовки в Казахстане специалистов по въездному и внутреннему туризму?

Проведенные нами за последние 30 лет исследования показали, что современные подходы к организации профессиональной подготовки туристских кадров могут быть осуществлены, а туризм может стать в РК локомотивом в экономике и социальной сфере, если:

— туристским фирмам — операторам и учебным заведениям, осуществляющим подготовку туроператоров, будут предоставлены налоговые и законодательные преференции, преимущества в получении льготных кредитов для развития;

— будет создана система обучения туристских кадров с: государственной довузовской подготовкой и профессиональным отбором будущих абитуриентов вузов и колледжей по специальности «туризм»; углубленным обучением английскому и китайскому языкам все четыре года бакалавриата; обеспечена преемственность обучения в средних специальных и высших учебных заведениях туристского профиля, а также в бакалавриате, магистратуре и докторантуре; введены обязательная четырехлетняя туристско-спортивная подготовка и экскурсоведение; установлено реальное дуальное обучение с равной долей учебного времени для получения теоретических знаний и практики. Должно быть использование в обучении таких форм профессионального воспитания, как туристские учебные и исследовательские путешествия в целях получения студентами звания инструктора по виду туризма или экскурсовода.

Разработанная нами система организации базовой подготовки специалистов туризма позволит иметь достаточное число квалифицированных туроператоров, сделать превалирующим сегмент внутреннего и внешнего туризма над сегментом выездного туризма, получить страну с положительным туристским балансом. А это, в свою очередь, позволит успешно решать основные экономические и социальные проблемы Республики Казахстан.

Туристский сектор в Казахстане имеет большой потенциал для развития. Вот несколько перспектив развития туризма в стране:

1. Уникальные природные ресурсы: республика богата природными достопримечательностями, включая горы, пустыни, озера, реки и национальные парки. Это создает отличные возможности для развития экологического туризма, альпинизма, треккинга, велосипедного туризма и других видов активного отдыха.

2. Культурное наследие: РК имеет богатое и разнообразное культурное наследие, которое включает древние города, памятники архитектуры, традиции и обычаи народов, живущих на его территории. Это предоставляет потенциал для развития культурного и этнотуризма.

3. Географическое положение: страна расположена в центре Евразии и может служить перекрестком для туристов, путешествующих между Европой и Азией. Развитие транзитного туризма и размещение воздушных перевозок международных авиалиний может способствовать росту туристического потока.

4. Улучшение инфраструктуры: Казахстан активно инвестирует в развитие туристской инфраструктуры, включая открытие новых отелей, развитие транспортной системы и создание туристских комплексов. Это поможет привлечь больше туристов и обеспечить их комфортное пребывание.

5. Формирование привлекательного туристического продукта: РК активно продвигает свои уникальные возможности на международном рынке и работает над созданием привлекательных туристических пакетов. Развитие путеводителей, маршрутов и инновационных туристических продуктов поможет привлечь туристов и расширить рынок. Все эти факторы создают перспективы для роста туристической индустрии в Казахстане. Если будут приняты соответствующие меры и инвестиции, туризм может стать ключевым сектором экономики, привлекая большое количество международных туристов и создавая рабочие места для местного населения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру