Плюсы и минусы развития возобновляемой энергетики в Казахстане

Проблемы изменения климата и осознание конечности природных ресурсов заставляют правительства многих стран по-новому взглянуть на перспективы развития зеленой экономики. В Казахстане также недавно подняли этот вопрос на II Международном деловом фестивале по возобновляемым источникам энергии Qazaq Green Fest, который прошел 25-26 мая 2023 года в Боровом.

Плюсы и минусы развития возобновляемой энергетики в Казахстане

Зеленая пора?

Мероприятие организовали ассоциация ВИЭ Qazaq Green при генеральной поддержке компаний Huawei Technologies Kazakhstan и Photomate. Международный фестиваль собрал представителей Министерства энергетики и Парламента РК, ведущих зарубежных и отечественных экспертов развития сектора возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также представителей бизнес-сообщества и международных организаций.

По данным Международного энергетического агентства, в 2022 — 2027 годах ВИЭ станут крупнейшим источником электроэнергии в мире. Их процент в структуре мирового энергобаланса достигнет 38. Таким образом, уменьшится доля угля, природного газа, атомной энергии и нефти. Переход на возобновляемые источники энергии открывает новые перспективы для цифровых инноваций, предназначенных для решения глобальных энергетических проблем.

Вот только насколько в действительности перспективно развитие зеленой экономики в стране? Как показывают различные исследования, привлечение зеленых технологий — это не только о пользе, но и про определенные риски и откровенные недостатки, к которым наша страна может оказаться не готова.

Не так уж хорошо

Повсеместное внедрение зеленой экономики нуждается в глобальных вложениях со стороны Правительства. Это значит, что параллельно приличными налогами должны облагаться другие отрасли. Особенно если учесть, что технологический переход Казахстана на зеленую энергетику может оказаться не так уж прост. Опустыниванию подвержены 70 процентов наших земель, отдельные регионы страны переживают дефицит воды и тонут в собственных отходах.

Около 90 процентов всей энергии в стране получают в результате сжигания высокозольных углей. Тем не менее надо признать, что нефти и газа надолго не хватит. Как и электроэнергии, поэтому потребуются огромные инвестиции в зарядные станции для тех же электромобилей. Но даже если их и построят, возникает другой вопрос: кто будет на них ездить? Дело в том, что граждане среднего достатка едва ли смогут позволить себе приобрести такие автомобили, не отягощая жизнь кредитами. А вот люди с высоким достатком смогут. К тому же приобретение электромобиля обяжет его владельца установить специальную станцию-зарядку у себя дома. Мало того, что на подзарядку аккумуляторов электромобиля будет уходить большое количество часов, не у каждого владельца «зеленого» авто будет возможность установить подобный агрегат в своем жилище. Особенно если речь идет о владельцах квартир, привыкших парковать автомобили во дворах многоэтажных зданий.

Помимо этого, существует продолжительный список вещей, которые нельзя заменить зелеными технологиями. Несмотря на всю экологичность подхода, в мире до сих пор не научились строить ветряные турбины, солнечные батареи или гидроэлектростанции без ископаемого топлива. Это наталкивает на мысль, что систему ископаемого топлива необходимо будет поддерживать в течение, по крайней мере, следующих двадцати лет.

Есть еще примеры: сталь, удобрения, цемент и пластик тоже входят в перечень вещей, изготовление которых немыслимо без «грязной» энергетики. Без нее даже невозможно положить асфальт.

Вот и выходит, что, несмотря на очевидные плюсы зеленой энергетики, такие как экологичность, независимость от геополитических факторов, экономия на топливных ресурсах, у нее есть и недостатки. В их число входит: зависимость от погодных условий — невозможность производства энергии без солнца (для солнечной энергии) или ветра (для ветровой энергии), высокие стартовые затраты на установку соответствующего оборудования, некоторые виды возобновляемой энергии (например, гидроэнергетика) могут негативно повлиять на экосистемы рек, озер и других водоемов.

Есть ли смысл?

Так стоит ли принимать всерьез утверждение, что зеленая энергетика проявит себя эффективнее, чем ископаемое топливо?

Конечно, запасы полезных ископаемых рано или поздно закончатся. Это необходимо учитывать.

Также потребителей волнует вопрос, насколько дольше будут работать возобновляемые источники энергии, чем ископаемое топливо. Если не проводить специальные реформы, то стоимость зеленых ресурсов будет гораздо выше, чем цены на это самое топливо. Поэтому данный вопрос требует тщательного анализа.

Трудности перехода на зеленые ресурсы, стоимость и недостатки технологий заставляют задуматься, есть ли альтернатива зеленой экономике вообще или хотя бы на время промежуточного этапа.

В настоящее время возобновляемые источники энергии составляют около 30 процентов от общего объема производства электроэнергии в мире.

Такие страны, как Германия, США, Китай, Испания, Франция и Италия, активно инвестируют в развитие зеленой энергетики, что позволяет им сокращать выбросы углекислого газа и повышать независимость от импорта нефти и газа. Однако от полезных ископаемых они все еще не отказались. По сути, они придерживаются так называемой круговой экономики. Отличие которой от зеленой состоит в том, что такая модель предполагает не отказ от экологически грязного топлива и неэкологичных продуктов потребления, а варианты переработки отходов. А также создание такого вида производства и потребления, которое включало бы совместное использование, аренду, повторное использование, ремонт, восстановление и переработку существующих материалов и продуктов потребления на максимально возможный срок. То есть продление жизни тем вещам, которые уже произведены из неэкологичных материалов.

Этот вид экономики может сократить потребление первичных ресурсов. Тем не менее природные запасы все равно будут убывать, а параллельно с этим производства продолжат осуществлять вредные выбросы во внешнюю среду.

Но опять же, чтобы к этому прийти, в Казахстане необходимо решить проблему переработки ТБО, не говоря уже об энергетических проблемах. На сегодняшний день в наиболее продвинутых мировых промышленных производствах уже существуют установки CCUS, отлавливающие черный углерод из воздуха. Его предполагается хранить в резервуарах, но еще неизвестно, возможно ли перерабатывать такой углерод во что-то пригодное.

В 2015 году в ходе проведенных Международным энергетическим агентством исследований оказалось, что затраты на передачу энергии, полученной ветрогенераторами, в три раза больше, чем на передачу электроэнергии, полученной в результате сжигания угля или генерируемой на АЭС.

Зима — холода

Возобновляемые источники сегодня не способны заменить многое оборудование и обеспечить электроэнергией ряд производственных процессов.

В настоящее время нет возможности строить ветрогенераторы, электростанции, производить солнечные батареи без использования традиционного ископаемого топлива. Также невозможно плавить сталь, производить удобрения, выпускать автомобили и разное оборудование с помощью одной лишь зеленой энергетики. Сложно представить сферы дорожного, промышленного и гражданского строительства, использующие только возобновляемые источники энергии.

Очевидно, что в ближайшие годы нам придется использовать традиционные энергоисточники, а переход на зеленую энергетику может занять более 50 лет. В течение этого времени ветер и солнечная энергия будут действовать как дополнение к системе ископаемого топлива, а не заменять ее. Это также увеличит расходы.

Для того, чтобы отрасли промышленности, использующие традиционное топливо, функционировали по-прежнему, значительную часть затрат на них придется сохранять. Как и оплачивать труд работников данной отрасли круглый год, а не только в тот период, когда нужны резервные мощности.

Традиционному, ископаемому, топливу необходима действующая инфраструктура, это предприятия по переработке нефти, система трубопроводов, квалифицированные специалисты.

При использовании природного газа как резервного источника необходимы хранилища для запасов, а также трубопроводы. Даже если предположить, что использование газа сократится на 80-90 процентов, затраты на функционирование системы газопроводов и хранилищ снизятся на куда меньшую величину. Ведь основная доля затрат здесь постоянная.

Еще одной причиной, по которой переходный период будет достаточно продолжительным, является отсутствие четкого плана.

В США, в штате Техас, к примеру, возобновляемая энергетика не справилась с наступившими аномальными холодами, и миллионы граждан остались без электричества и отопления. В результате образовавшейся наледи работа ветрогенераторов и солнечных батарей стала невозможной.

Отметим, именно штат Техас занимает первое место в США по использованию ветроэнергетики, так как здесь примерно 26 процентов потребляемого электричества в 2020 году пришлось на ветровые электростанции, а в середине февраля 2021 года этот показатель составлял почти 43 процента. Приблизительно 44 процента электроэнергии вырабатывается на электростанциях, использующих природный газ, а угольная энергетика из-за экологических ограничений и дотаций зеленой энергетике уменьшилась до 17 процентов.

Нужно отметить, что именно оборудование, работающее на угле, меньше всего зависит от природных условий.

Холода и сложившаяся в связи с ними чрезвычайная ситуация заставили США задуматься о перспективах перехода на альтернативные источники энергии.

Насколько это актуально для нас?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру