Министр национальной экономики РК Алибек Куантыров на правчасе в Сенате в 2022 году в Казахстан привлечено беспрецедентные $28 млрд прямых иностранных инвестиций. Это рекордный показатель с 2012 года. При этом он уточнил, что в 2022 году в связи с геополитическими условиями страны начали наращивать инвестиции в нефтегазовую область.
Депутат Ольга Перепечина, комментируя доклад министра, указала на перекосы в части привлечения инвестиций в экономику Казахстана.
"Львиная доля иностранных вложений шла и продолжает идти в сырьевой сектор и на инфраструктуру, связанную с его транспортировкой и торговлей. Так, в отраслевом разрезе наибольший приток инвестиций пришелся на горнодобывающую промышленность – $12,1 млрд, а на обрабатывающую промышленность только $5,6 млрд. Напрашивается вывод, что иностранный капитал в Казахстане, кроме добычи сырья, ничто больше не интересует", - заявила она.
Указала депутат и на тот факт, что статистически заключаются множество инвестиционных контрактов. Так, по ее данным, всего с 2017 по 2022 годы заключено 351 инвестиционный контракт на сумму 3,4 трлн тенге, из них действующих 238 контрактов на сумму 2,5 трлн тенге.
"Контрактов много, а структура нашей экономики продолжает быть импортозависимой. Так, Казахстан на 90% зависит от импорта важнейших стройматериалов. Кроме того, несмотря на значительные бюджетные вливания и предоставление налоговых и таможенных преференций в агропромышленный комплекс, мы завозим до 56% социально значимых продовольственных товаров", - подчеркнула Ольга Перепечина.
В свою очередь депутат Сената Сергей Ершов поинтересовался, куда пошли сотни миллиардов долларов инвестиций, привлеченных в страну, притом, что во многих секторах экономики наблюдается высокий износ.
"Мы уже знаем какие инвестиции получил Казахстан за годы независимости – около $400 млрд. Мы знаем какой инвестиционный климат у нас, какие преференции получают инвесторы. За девять лет работы здесь я много об этом слышал. Но я никак не могу дождаться ответа – а куда пошли эти инвестиции конкретно? Почему, куда не посмотри, все изношено. У нас энергосистемы изношены, инженерная инфраструктура изношена. Сотни миллиардов – как это повлияло на уровень жизни народа, он повысился или понизился. Что мы построили, производим, чтобы хотя бы товары стабилизировать цены?", - цитирует депутата zakon.kz.
В ответ Алибек Куантыров заявил, что в сфере ЖКХ инвестиции не такие большие, так как большинство предприятий сферы ЖКХ находятся в коммунальной собственности. И если частный инвестор приходит в эту сферу, то поднимается речь о повышении тарифов, так как ему нужно рассчитывать свою финансовую модель, вкладывать свои деньги. Эти вещи, по словам министра, являются взаимосвязанными.
"Макроэкономически – у нас положительно повлияло на рост экономики. И ощутить прям в целом это не так просто, но мы видим рост экономики, мы видим создание рабочих мест, инвестиции сейчас идут не только в крупные проекты, но и в МСБ. Оценить инвестиции сложно – инвестиции это не только деньги, это прежде всего компетенции, технологии, знания. Благодаря этим инвестициям у нас появились компетенции", - ответил глава МНЭ.