В Казахстане будут повышены предельные розничные цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%); цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тг (в среднем рост 20%).
Как подчеркнул и.о министра энергетики РК Болат Акчулаков, необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами для стабилизации внутреннего рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ)
"Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны", - заявил Болат Акчулаков.
Кроме того, министр добавил, что Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ.
Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 т/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 т/л (101%).
"Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам", - пояснил глава ведомства.
Болат Акчулаков отметил, что если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей.
К слову, за последние пять лет в Казахстане производство бензина увеличилось на 70% (c 3 млн до 5 млн тонн), дизельного топлива – на 30% (с 4 млн до 5,2 млн тонн).
После модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн/год.
При этом, в прошлом году несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, Казахстан ощутили нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн, без учета зимнего дизтоплива, властям пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.