Казахстанцы тратят большую часть доходов на питание

Казахстанцы тратят на еду 53 процента своих расходов. Об этом говорят исследования отечественных экономистов и мировая статистика. Согласно последней, Казахстан лидирует в рейтинге из 39 стран. Далее идут Молдавия — 41,9 процента, Северная Македония — 37,8, Белоруссия — 37,6 и Болгария — 35,5.

Казахстанцы тратят большую часть доходов на питание

«Впереди» планеты всей

Наименьшая доля расходов на еду в структуре семейных бюджетов — у жителей Люксембурга, которые тратят на покупку продуктов 8,4 процента своих расходов. Далее расположились Нидерланды и Великобритания с 8,7 и 10,5 процента соответственно.

Аналитики отмечают, что доля расходов на продукты тесно коррелирует с ВВП на душу населения — чем ниже доля расходов на еду, тем выше этот показатель.

Рейтинг составлен на основе официальных данных о бюджетах домашних хозяйств в государствах Европы. В нем приведены также данные о доле их расходов на табачные изделия и алкогольные напитки, на посещение ресторанов, кафе и отелей, а также расходы на досуг и культуру.

По последнему показателю лидерами являются Австрия (13,4 процента), Великобритания (13) и Швеция (11,5). Самая низкая доля расходов на досуг и культуру — у жителей Казахстана (1,5 процента), Черногории и Северной Македонии (менее двух).

Почему в Казахстане складывается такая картина?

Концы с концами

Чтобы понять, почему у казахстанцев так много денег уходит на продукты и так мало — на иные нужды, обратимся к другим данным. Для начала — к ценам на продукты.

Отдельные виды продуктов в Казахстане за последнее время подорожали более чем на 50 процентов.

К примеру, если взять самые необходимые: гречку, подсолнечное масло, молоко, хлеб и килограмм курицы. Одному человеку этого может хватить примерно на неделю. Чек вышел на 7 тысяч тенге. Всего год назад такой же список продуктов обошелся бы куда дешевле. Медленно, но верно некоторые виды продуктов становятся роскошью. Поэтому на столе у казахстанцев остается только самое необходимое.

Как признают астанчане, цены выросли настолько, что порой даже продукты приходится брать в кредит. На еду у них в среднем уходит более 100 тысяч в месяц. Нужно понимать, что особенно много тратят семьи, где есть хотя бы один ребенок.

В Министерстве торговли и интеграции уверяют, что держат ситуацию на особом контроле. Чтобы умерить рост цен, они усиливают работу мониторинговых групп по торговым надбавкам. По некоторым продуктам, мол, даже наблюдается снижение стоимости. Тем временем прогнозы экономистов неутешительные. До конца года продукты могут подорожать еще на 50 процентов. По мнению экспертов, как любая импортозависимая страна Казахстан страдает от нестабильной логистики. Ситуацию усугубляет и нынешняя геополитическая напряженность.

По данным исследования портала LS, в стране растет доля тех, кому не хватает денег не только на покупку еды, но и одежды. Такие результаты исследования привела президент Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общества и рынка (КАПИОР) Наталья Оспанова.

По ее данным, если в 2006 году четыре процента респондентов указали, что их денег с трудом хватает на питание, то 16 лет спустя, в 2022 году, доля таких ответов увеличилась до 10 процентов.

А процент тех, у кого денег хватает на питание, но покупка одежды вызывает проблемы, за этот период вырос с 17 до 30. Кроме того, в 2006 году 51 процент опрошенных ответил, что их денег хватает на питание и одежду, но им сложно купить крупную бытовую технику. В этом году их доля упала до 31 процента.

Что касается других категорий, то, по информации Оспановой, их доли за отчетный период не изменились. Это те, кто ответил, что финансов хватает на бытовую технику, но не на авто или недвижимость (20 процентов), и что заработка достаточно при необходимости для покупки квартиры или дома (четыре процента). Затруднились ответить три процента.

Кроме того, снизилась и доля тех, чье материальное положение улучшилось за последний год. Если в 2006 году их было 37 процентов, то в 2022-м — уже 28.

Эксперты отмечают, что такая ситуация, то есть снижение реальных доходов населения, негативно влияет на все сферы бизнеса в стране. Если больше половины средств у казахстанцев уходит на еду, а еще есть такие «обязательные» статьи расходов, как транспорт, дети и прочее, то даже на одежду и другие продукты остается еще меньше средств, а также не хватает средств на отдых, развлечения, образование и другие важные сферы жизни. Такая ситуация негативно отражается на малом и среднем бизнесе, и он в итоге будет концентрироваться только на продаже продуктов питания.

Остаться в живых...

Как изменить такую ситуацию? Как убеждают эксперты, в первую очередь нужно более справедливое распределение национальных богатств. Об этом недавно говорил и Президент страны. По итогам 2021 года зарплаты у нас составили всего 30 процентов ВВП, тогда как в соседней России этот показатель — около 47 процентов и также считается невысоким.

Официально средняя зарплата составила 105 289 тенге, что поставило Казахстан в первые ряды по уровню зарплат в СНГ. Но многие ли такие «средние» зарплаты получают?

Так или иначе, большинству рядовых казахстанцев действительно невдомек, откуда взялась такая цифра... В отдельных регионах и даже в южной столице зарплата некоторых казахстанцев составляет лишь 40-60 тысяч тенге. Продавцы магазина одежды зарабатывают 75 тысяч тенге. В Северо-Казахстанской области учитель высшей категории получает 60 тысяч, госслужащий — 45, оператор-кассир — 29, а вот в деревнях зарплаты порой едва дотягивают до 20 тысяч тенге.

Чтобы понять интригующую правду о средней зарплате, мы решили узнать доходы «сливок» общества.

Путем расспросов друзей и знакомых удалось выяснить: главные специалисты строительных фирм в Астане зарабатывают в пределах 300 тысяч тенге в месяц, директора — 600, ведущие специалисты — около 230 тысяч. Политические госслужащие низших уровней зарабатывают 250-300 тысяч тенге, высших — 600-750 тысяч.

Кстати, компания «Самрук-Казына» государственной тайны из зарплат делать не

стала. По информации на сайте, зарплата топ-менеджера в госкомпаниях в 2012 году составила 9840 долларов США, а с учетом всех вычетов — 7870. То есть на руки топменеджер национальной компании получит около 1 миллиона 200 тысяч тенге. Плюс бонусы и премиальные. Если сложить зарплату топ-менеджера с зарплатами воспитательниц нескольких детских садов, а потом на всех разделить, вот и получится пресловутый средний заработок в 105 тысяч тенге.

Помимо этого похвастать высокими зарплатами могут лишь Астана и Алматы, а также богатая нефтью Атырауская область со средней зарплатой в 184 051 тенге. Даже грузчик на некоторых предприятиях Западного Казахстана зарабатывает больше директора сельхозформирования в целом в стране!

Как сообщили нам в Минтруда, основой для установления зарплатного минимума по закону является величина прожиточного минимума, а это тоже весьма усредненный показатель. Ведь, к примеру, рабочему, который целый день у станка, даже еды нужно больше, чем ребенку, не говоря уже о прочих составляющих проживания. И в ведомстве признают, что прожиточный минимум трудоспособного населения должен быть выше прожиточного, приходящегося на душу населения, на 30 процентов. То есть не 18 660, а 24 258 тенге.

По подсчетам Казахстанской академии питания, минимальная продовольственная корзина, отвечающая требованиям нормального биологического функционирования организма взрослого человека, должна стоить около 15-16 тысяч тенге. В идеале продовольственные траты составляют 45 процентов прожиточного минимума. Остальные 55 процентов должны покрывать коммунальные, медицинские и другие расходы. В итоге прожиточный минимум складывается на уровне 35-36 тысяч тенге. Минимальная заработная плата — соответственно тоже.

Отечественные экономисты считают, что корень проблемы в том, что в Казахстане не работает рыночный механизм регулирования заработной платы, отсутствует система договорных отношений между работодателем и работником. Насколько активны профсоюзы в нашей стране? Ответ на этот вопрос риторический...

Во многих европейских странах предусмотрена тарифная автономия, когда государство предоставило право работодателям и профсоюзам решать вопросы оплаты труда, но в Казахстане такая схема не работает.

Люди задаются вопросом, почему зарплата по статистике высокая, а по факту низкая? Дело в среднеарифметическом расчете статистики. В Казахстане, как и в большинстве стран постсоветского пространства, расчет средней зарплаты является средним арифметическим и не всегда полностью раскрывает реальную ситуацию на рынке труда.

Этот цифровой дисбаланс существенно мешает работе госорганов. Это приводит к некорректным и даже системным ошибкам при принятии решений социально-экономического характера. А это, в свою очередь, приводит к социальному напряжению...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру