Стоимость аренды жилья в Казахстане за год выросла более чем на 50 процентов

Эти данные озвучила коммерче- ский директор NielsenIQ Kazakh- stan Мадина Сейсенгалиева на XVI Международном конвенте «Мир торговли», который состо- ялся в Алматы с 1 по 3 декабря.

Стоимость аренды жилья в Казахстане за год выросла более чем на 50 процентов

Игра на выживание

Международный конвент «Мир торговли» — главное ежегодное событие для ритейла и поставщиков из стран СНГ. Производители из России, Белоруссии, Казахстана, Ирана приехали в Алматы, чтобы напрямую провести переговоры с представителями ритейла из России, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Армении, Киргизии, Азербайджана и Грузии. Основной фокус на мероприятии — на комфортных и продуктивных переговорах между поставщиками и торговыми сетями, что дает возможность обеим сторонам получить выгоду в виде расширения рынка поставок продукции и заполнения полок магазинов новыми качественными товарами. Традиционно конвент работает в нескольких ключевых направлениях: закупочный центр, выставка товаров и оборудования для ритейла и Конгресс евразийской торговли.

Так, в этом году в мероприятии приняли участие 57 компаний, которые представили более 300 видов продукции. По итогам года благодаря конвенту заключено и в процессе подписания находится около 50 успешных сделок, и уже 20 компаний реализуют свою продукцию на внешних рынках.

Помимо прочего во время конвента ежегодно поднимают самые насущные темы. Так, в центре обсуждения оказалось то, что основные статьи расходов казахстанских покупателей — траты на продукты питания, оплату ЖКХ и арендного жилья. И если цены на категории товаров, которые чаще всего оказываются в потребительской корзине в этом году выросли почти на 30 процентов по сравнению с прошлым годом, то динамика роста цен на аренду жилья начинает наблюдаться уже в августе 2022 года. Согласно исследованиям, тогда цены выросли почти на 32 процента, а к октябрю 2022-го аренда жилья стала дороже на 54,2 процента, что коррелируется с ростом миграции в Казахстан.

При этом, по словам Мадины Сейсенгалиевой, коммерческого директора NielsenIQ Kazakhstan, доходы казахстанцев не меняются.

«46 процентов опрошенных ответили, что их доходы не изменились по сравнению с прошлым годом. У 21 процента доходы немного выросли. А более 30 процентов сказали, что их доходы даже упали по сравнению с 2021 годом», — отмечает эксперт.

Снижение и нестабильность покупательской способности увеличивают давление на кошельки потребителей. Покупатели стали более аккуратными со своими тратами, стали тщательнее следить за бюджетом и искать способы сэкономить. Так, по данным исследования компании Nielsen-IQ Kazakhstan за III квартал 2022 года, 69 процентов покупателей принимают активные меры, чтобы сократить свои расходы, в том числе на продукты питания, одежду.

«Казахстанский покупатель привык экономить, потому что, если посмотреть на нашу историю, то каждый раз после девальвации национальной валюты мы видим — цены на товары, которые мы покупаем каждый раз, постоянно растут. И уже года 3-4 основное беспокойство у казахстанского покупателя вызывает рост цен на продукты питания», — рассказала Мадина Сейсенгалиева.

Причем последние исследования показали, что эскалация геополитических конфликтов, которая может затронуть Казахстан, стала беспокоить потребителей больше, чем рост цен на товары и услуги, здоровье и личное благосостояние семьи.

Однако 70 процентов казахстанцев стали совершать покупки в магазинах с более низкими ценами, сказала Мадина Сейсенгалиева. По ее словам, из-за значительного роста цен массовому покупателю становится тяжело выбирать товары, которые он кладет в свою потребительскую корзину.

«64 процента покупателей знают цены на товары, которые они покупают больше всего. Девяносто пять процентов видят и чувствуют, что цены на товары растут. Между тем в целом 48 процентов ожидают и дальнейшего повышения цен на продукты питания от 10 процентов и выше. Из них 17 процентов уверены, что дальнейший рост цен составит более 20 процентов», — рассказала эксперт.

В 2022 году стратегия экономии для потребителей становится более продуманной. Согласно исследованиям, покупатель отказывается от необязательных трат, становится более осторожным в выборе товаров при покупке. Стали преобладать покупки более дешевых брендов, а где это возможно — и собственных торговых марок розничных сетей. Семьдесят процентов опрошенных казахстанцев стали совершать покупки в магазинах с более низкими ценами, 49 процентов целенаправленно сравнивают цены в магазинах, которые они обычно посещают. Для сравнения, в кризис 2016 года этот показатель составлял 38 процентов.

Восемьдесят восемь процентов опрошенных покупателей сказали, что главным критерием выбора товара для них является стоимость. И 59 процентов принимают решение о товарах, составляющих их потребительскую корзину, исходя из привлекательного промо. К тому же в поиске более дешевых товаров покупатель готов преодолевать дополнительные расстояния, чтобы выиграть в цене. И только три процента потребителей стали покупать дорогие бренды. Экономя свой бюджет, 63 процента опрошенных казахстанцев сократили свои расходы на питание вне дома, 53 — на покупку и доставку готовой еды навынос.

Дальше — лучше

К 2027 году в Казахстане обеспечат 75 процентов цивилизованных форматов торговли. Об этом заявил вице-министр Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Шаккалиев Арман Абаевич. Это стало еще одной темой конвента «Мир торговли».

По словам спикера, сейчас доля современных форматов торговли в Казахстане достигла 31 процента от всей розницы.

«Тенденция и запрос государства и общества на цивилизованную торговлю сегодня приобретает новое актуальное значение. Перед нами стоит амбициозная задача — к 2027 году обеспечить 75 процентов цивилизованных форматов торговли. В соседней России этот показатель уже составляет 70-75 процентов. В развитых странах он достигает 80-85 процентов. Наша заинтересованность здесь простая — это прозрачная торговля, прослеживание налоговых пре

ступлений. И самое главное — это возможность в единой цифровой среде состыковать покупателей и продавцов», — сказал вице-министр.

По его словам, оптово-розничный товарооборот за январь-октябрь 2022 года составил 39,1 триллиона тенге. Это на 18,8 процента выше аналогичного периода 2021 года.

«Сегодня мы видим, что вместе с ростом товарооборота происходит и рост нашей инфляции, к сожалению. Сейчас мы поэтапно реализуем задачу по уходу от прямого государственного ценового регулирования. Перед министерством стоит большая задача по переформатированию работы стабилизационных фондов по вопросам доступности кредитных ресурсов. Пользуясь этой площадкой, хотел бы попросить ритейл активно участвовать в вопросах формирования новых форматов», — отметил Шаккалиев Арман Абаевич.

Как отметил на конвенте Иван Федяков, основатель и генеральный директор информационного агентства INFO-Line (Россия), несмотря на инфляцию и геополитические трудности, розничный товарооборот растет на рынках Центральной Азии. Так, в Узбекистане наблюдается прирост оборота розничной торговли на 11,2 процента, а в Казахстане — на 1,2. В России же наоборот — он упал на 9,8 процента с февраля 2022 года.

Как показывают исследования, наряду с ростом розничного товарооборота доходы населения падают.

«Инфляция ведет к снижению среднедушевого дохода. Если в прошлом году мы наблюдали положительный тренд, а Казахстан прирастал по среднедушевым расходам, то по итогам уже первого полугодия в стране происходит снижение почти на два процента относительно реальных доходов населения прошлого года. В России и Белоруссии это снижение также происходит высокими темпами. И замечательно отметить успехи Узбекистана, который демонстрирует устойчивость и положительную динамику в этот непростой год по росту доходов населения», — отмечает эксперт.

Согласно последним исследованиям, месячный средний доход на душу населения в Узбекистане вырос на 8,5 процента, в Казахстане упал на два процента, в Белоруссии — на 2,7, в России — на 0,8. О том, как в ближайшем будущем изменится картина, можно будет судить по прошествии времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру