В Казахстане вводят налог, от которого некоторым хочется бежать

Красиво жить не запретишь, но платить за роскошь придется — такой курс определен государством еще в прошлом году, и поэтапная реализация внедрения в Казахстане так называемого «налога на роскошь» идет полным ходом. Только вот удастся ли добиться желаемого результата?

В Казахстане вводят налог, от которого некоторым хочется бежать

Медленно, но уверенно

Накануне заместитель Премьер-Министра — Министр финансов Казахстана Ерулан Жамаубаев рассказал о том, что процесс введения в стране налога на роскошь идет в штатном режиме.

«Рассмотрение вопроса о введении налога на роскошь предусмотрено в разрабатываемом проекте нового Налогового кодекса. Мы работаем над тем, чтобы документ отражал справедливую, прозрачную и понятную всем систему налогообложения. При этом внедрение налога на роскошь планируется после проведения всеобщего декларирования», — пояснил он.

Напомним, что 1 сентября этого года Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана сказал, что для перезагрузки фискального регулирования в 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс. Также глава государства поручил в рамках налоговой реформы рассмотреть возможность введения так называемого «налога на роскошь».

«Он (налог на роскошь. — Ред.) будет взиматься при приобретении дорогостоящих объектов недвижимости, транспортных средств и не затронет средний класс», — сказал тогда он.

Всеобщее декларирование — один из главных инструментов, который даст возможность «канцелярии» посчитать, чем казахстанцы богаты, а чему не рады, ведь в ней указываются помимо материальных и биологических активов еще и долговые обязательства.

Первый этап декларирования стартовал 1 января 2021 года. Тогда документ об активах и обязательствах начали подавать лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги. В эту же волну вошли: лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и их супруги; лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги.

До начала второго этапа осталось чуть более месяца. То есть с 1 января 2023 года декларирование предусмотрено для работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов.

Если первые два этапа в большинстве своем охватывают лишь чиновников и приближенных к ним лиц, то, начиная с 2024 года, декларацию должны будут подавать рядовые граждане: руководители и учредители юридических лиц и их супруги, а также индивидуальные предприниматели и их супруги. И замыкает всеобщую перепись четвертый этап, стартующий с 2025 года, когда подать декларацию будут обязаны все остальные категории граждан.

Для чего вводят всеобщее декларирование? Цель не только в пересчете «чужих» запасов. Одной из важнейших функций является сокращение коррупции и сужение пространства для маневра по уходу от налогов. Как и говорили выше, сейчас декларация о доходах и имуществе представляется ограниченным кругом лиц — госслужащими, депутатами, судьями. Однако на этом этапе проделанные шаги не дают возможности для эффективного контроля над источниками доходов и имущества, указанных в декларации. Ведь незаконно полученные доходы и имущество могут быть переоформлены на других лиц, которые не обязаны (во всяком случае пока) предоставлять декларацию. В свою очередь, полный охват граждан позволит осуществлять полноценный контроль. Другими словами, если после окончания всеобщего декларирования у какого-нибудь таксиста-пенсионера внезапно появится новенький «Майбах» стоимостью около 100 миллионов тенге, то такое приобретение сразу станет поводом для проверки.

Плата за воздух

В своем сообщении Ерулан Жамаубаев указывает на то, что необходимо учитывать мировой опыт применения налога на роскошь, который предусматривает различные подходы в этом вопросе.

Действительно, подходов в этом вопросе множество. Впервые налоги на роскошь появились в Англии еще в 1812 году, и за 100 с небольшим лет в мировой практике накопилось достаточно опыта, причем как по части формы интеграции этого налога, так и возможных способов ухода от уплаты. Здесь интересно другое. Несмотря на поверхностную упорядоченность вопроса, термин «роскошь» все еще остается размытым. Понятно, что автомобили экономкласса и или надувная лодка в список «люксовых». Хотя и здесь сомнения, поскольку казахстанский рынок обладает своей спецификой.

Так сложилось, что в Казахстане любят большие машины. Не такие габаритные, как в США, но обычные седаны во многих случаях не способны удовлетворить все потребительские запросы. Факторов тому несколько.

Во-первых, в РК принято создавать большие семьи. Согласно данным Бюро нацстатистики, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) — число детей, рожденных в среднем одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет) — в 2021 году по республике составил 3,32 (для сравнения, в Китае этот показать составляет 1,3, в странах ЕС — еще меньше). Среди регионов страны наиболее высокий уровень СКР зафиксирован в Туркестанской области — 5,1, то есть у одной женщины в среднем рождается пятеро детей. В Мангистауской области этот показатель составил 4,57, а наиболее низкий уровень — в Костанайской (1,88) и Северо-Казахстанской (1,97) областях. То есть самый низкий показатель по Казахстану выше среднего по миру. Другими словам, большой автомобиль — это часто скорее необходимость, чем роскошь.

Во-вторых, в окрестностях городов очень много туристических мест, передвигаться безопасно по которым можно только на «джипах». Даже пастухи уже давно отказались от коней в пользу стареньких, но внедорожников.

В-третьих, страна занимает девятое место в мире по площади, при этом плотность населения очень низкая. То есть между населенными пунктами очень большие расстояния, преодолевать которые лучше также на авто с большими колесами.

Что же предлагает рынок? Здесь, конечно, есть и люксовые авто стоимостью 400500 миллионов тенге, и бюджетные кроссоверы, средняя цена на которые варьируется в пределах семи-десяти миллионов тенге.

Рассмотрим на примере одного из наиболее распространенных в Казахстане брендов Toyota. Во всем мире, в том числе и на родине в Японии, этот бренд не считается премиальным, поскольку в основу концепции заложены простота в эксплуатации и надежность. В Казахстане бренд любят, и чем крепче это чувство, тем заоблачнее становится ценник на автомобиль.

Обратимся к цифрам. За подержанный пятилетний внедорожник LC Prado на вторичном рынке просят от 26 до 35 миллионов тенге. Роскошь это или необходимость?

Если посмотреть на рынок жилья, то за эту же сумму в Алматы можно купить двухкомнатную квартиру, а значит, роскошь.

В свою очередь, стоимость такой же машины в Японии составляет всего 3,6-5,5 миллиона иен, что в пересчете составляет 11,7-17,9 миллиона тенге. Важно отметить, что в Японии цены указаны за новые автомобили, в то время как в Казахстане в два раза дороже продают подержанные.

Более скромный представитель полноприводных автомобилей — Rav-4. В Казахстане за подержанный автомобиль 20212022 года просят от 28 до 30 миллионов тенге. В Японии же Rav-4 стоит в пересчете 9,8-13,1 миллиона тенге за новенькое авто из салона. К слову, после закрытия сборочного завода в России, откуда в Казахстан и поставляли Rav-4, к нам в страну эту модель будут поставлять из Японии. Цены, увы, точно будут не «японские».

Вот и получается, что один и тот же автомобиль в одной стране находится в категории среднебюджетных (на них, к слову, в Стране восходящего солнца разъезжают коммунальные службы), в других он сопоставим со стоимостью хорошего жилья. Отсюда возникает вопрос: а не слишком ли «роскошную» накрутку делают казахстанские автодилеры и все те, кто стоит в цепочке поставок авто от завода до потребителя?

Аналогичную ситуацию можно увидеть и по другим брендам, представленным в Казахстане.

Опыт есть, а решение?

Как утверждают авторы проекта, эта инициатива должна сократить большой разрыв между богатыми и менее обеспеченными слоями населения. Только кто почувствует эту разницу? То есть у кого нет денег на покупку предметов роскоши, вряд ли будет чувствовать себя комфортнее, если будет знать, что кто-то платит гораздо больше налогов. По части пополнения бюджета тоже есть сомнения. Ведь мировая практика показывает, что введение налога на роскошь приводит не столько к пополнению госказны, сколько к оттоку капитала. В США еще в 1990 году вводили налог на роскошь, тогда в список попали ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Но американцы просто перестали делать дорогие покупки у себя в стране, предпочитая приобретать дорогостоящие товары без дополнительных сборов за границей. Любители ходить под парусами облюбовали берега Панамы, где пришвартовывали свои яхты. Параллельно с этим в самих Штатах стали стремительно падать налоговые отчисления, а люди, занятые в индустрии судостроения, остались без работы. Через два года налог на роскошь в стране отменили.

В Италии подобный эксперимент реализовали в 2006 году. Налог ввели для владельцев местных яхт, частных самолетов и вилл на Сардинии. Но богачи просто стали швартовать свои яхты на соседних «парковках» — на Корсике и на небольших островах, окружающих Сардинию.

Во Франции налог на роскошь в размере 75 процентов был введен в 2013 году (на доход более чем один миллион евро). Как следствие страну начали покидать олигархи и актеры. Через два года от этой инициативы пришлось отказаться.

Какую тактику выберут казахстанские чиновники, пока не понятно, но риск того, что налог затронет и средние слои населения, все-таки сохраняется. Богатые люди всегда смогут найти способы избежать уплаты налога. В свою очередь, у остальных казахстанцев возможностей несоизмеримо меньше. Достаточно посмотреть на то, как сегодня взимают налог на транспорт, ведь он в сухом остатке является упрощенной формой налога на роскошь. Если до конца 2013 года сумма налога на авто с четырехлитровым двигателем составляла 15 МРП, то владельцы поставленного на учет авто с 2014-го вынуждены платить уже 66 МРП. А ведь джип для казахстанца — это в первую очередь средство передвижения, пусть и с роскошным налогом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру