Атомный оазис: кто будет строить АЭС в Казахстане

Новости о строительстве АЭС в стране неоднозначно воспринимает население страны. Семипалатинский полигон, Чернобыль, Фукусима — вот шорт-лист, который сразу возникает в головах у многих наших граждан при упоминании о ядерной энергетике и ядерной энергии. Однако власти республики приняли историческое решение о строительстве атомной электростанции. Сейчас Казахстан активно подбирает подходящий для наших условий проект. Главный критерий — безопасность.

Атомный оазис: кто будет строить АЭС в Казахстане

На заседании Высшего совета по реформам Президент РК привел данные МАГАТЭ, согласно которым на долю атомной энергетики приходится 10 процентов мировых электрогенерирующих мощностей, что делает этот сектор четвертым крупнейшим источником электроэнергии после угля (36,7 процента), газа (23,5) и гидроэнергетики (16).

«Атомная энергетика производит более трети от общего количества низкоуглеродного электричества, сокращая годовые выбросы CO2 примерно на два миллиарда тонн, что равнозначно выбросам 400 миллионов автомобилей. В то же время в отношении будущего атомной энергетики доля неопределенности, связанной с различными факторами, достаточно высока. Однако очевидно, что в условиях текущего энергетического кризиса и волатильности цен на энергоресурсы вопросы использования мирного атома включены в повестку многих правительств. Так, на фоне геополитической напряженности Международное энергетическое агентство призвало страны Европейского союза отложить закрытие всех АЭС», — сказал он.

Главное — безопасность

Касым-Жомарт Токаев отметил, что сегодня в мире существует более 440 ядерных реакторов в 32 странах, и около 20 стран рассматривают возможность строительства на своей территории АЭС, среди них, помимо Казахстана, такие страны, как Чили, Индонезия, Алжир, Филиппины, Эфиопия, Сенегал.

Вместе с тем Президент дал поручение составить шорт-лист поставщиков технологий, где, помимо ценовых параметров, акцент должен быть сделан на надежности технологий и максимальной безопасности станции, чтобы определить, кто именно будет строить АЭС в Казахстане.

Недавно сотрудники ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» побывали во Франции — стране, которая является признанным лидером в области атомной энергетики. Познакомились наши специалисты и с южнокорейскими технологиями в этой отрасли — корейцы сейчас возводят станцию «Барака» в Объединенных Арабских Эмиратах. В ближайшем будущем встретятся с венгерскими специалистами. По словам Министра энергетики Болата Акчулакова, первую в Казахстане атомную электростанцию намерены построить в селе Улкен в Алматинской области. Оно находится в Жамбылском районе в северо-западном направлении от города Алматы — в 365 километрах от мегаполиса.

Касым-Жомарт Токаев 30 июня поручил предметно изучить и опыт Турции по строительству АЭС «Аккую» в провинции Мерсин. Туда отправился десант из депутатов, экспертов и журналистов под патронажем фонда АО «Самрук-Казына».

Турецкая станция «Аккую» — самая большая по масштабам строительства в мире. Строится так называемый водо-водяной энергореактор третьего поколения с высокими мерами безопасности, которые продумали еще на стадии проекта. АЭС сможет вырабатывать свыше 35 миллиардов киловатт-часов в год. Такой мощности достаточно для крупного мегаполиса, подобного современному Стамбулу. После ввода в эксплуатацию АЭС обеспечит 10 процентов от общего объема всей потребности Турции в электроэнергии.

Место имеет значение

Это место для будущей АЭС выбрали еще в 1970-х годах исходя из множества факторов. В их числе близость к морю, сейсмически безопасный регион, возможность распределения электроэнергии. В ХХ веке дальше обсуждений вопрос строительства АЭС не продвинулся.

Вернулись к нему уже в ХХI веке, когда дефицит электроэнергии стал нарастать с каждым годом. После долгих переговоров в 2010 году правительства Турции и России подписали соглашение. Для строительства АЭС создали компанию «Аккую Нуклеар», мажоритарным акционером которой стал «Росатом». Реализуемая модель проекта — BOO (build-own-operate, или «строй-владейэксплуатируй»). «Аккую Нуклеар», согласно принципу ВОО, будет строить, эксплуатировать, обслуживать АЭС, выводить из эксплуатации объект.

Запуск первого реактора запланирован на 2023 год и будет приурочен к 100-летию Турецкой Республики. Затем каждый год будут вводить по одному реактору. Что касается самих реакторов, то будут использовать водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР-1200) поколения 3+ мощностью 1200 МВт. Директор строящейся АЭС Сергей Буцких утверждает, что ВВЭР-1200 считается самым безопасным. По заверениям специалистов «Росатома», на этой станции исключены возможные ошибки, которые были на «Фукусиме».

АЭС устанавливают в районе Гюльнар провинции Мерсин на берегу Средиземного моря. В регионе развито органическое сельское хозяйство: по дороге к станции расположены банановые, клубничные и цитрусовые плантации. Климатические условия также позволяют выращивать там цитрусы, абрикосы, вишню, черешню, персики и сливы. На провинцию приходится половина сельскохозяйственного экспорта страны. Что интересно, руководство области не считает, что соседство с такой мощной атомной станцией снизит спрос на сельхозпродукцию области и повредит туристическому сектору.

На площадке одновременно возводят четыре энергоблока с водо-водяными энергетическими реакторами ВВЭР-1200 мощностью 1200 МВт каждый. Общая мощность станции — 4800 МВт. Станция прослужит 60 лет с возможным продлением еще на 20 лет.

«Но так как в 2023 году столетие Турции, мы стараемся к этому времени ввести в эксплуатацию первый блок. Начать физпуск. Это процесс, после которого через три месяца будет уже поступать электроэнергия», — пояснил замглавы АЭС по сооружению Дмитрий Романец.

Следующим будет запуск второго блока в 2024 году, третьего — в 2025-м, четвертого — в 2026-м.

В первые 15 лет эксплуатации Турция будет закупать у «Аккую» электроэнергию по фиксированному тарифу: с первых двух блоков — 70 процентов энергии, с третьего и четвертого — 30. Остаток электроэнергии будут реализовать на рынке.

Информированность и открытость

Турецкое правительство, прежде чем начать строительство АЭС, провело большую работу по популяризации этого вида энергии, долго и подробно объясняя разницу между современными АЭС и реакторами 30-50-летней давности. Рассказывая о новых мерах безопасности, об экологической выгоде строительства и эксплуатации.

В ход пустили даже такие идеи, как соревнования по рыбной ловле в разных странах. Непосредственно там, где вода выходит из охладителей АЭС, с последующим исследованием рыбы на предмет экологичности и съедобности. Это успокоило рыбаков провинции Мерсин, которые ловят рыбу в водах, которые будут охлаждать реактор АЭС.

Если говорить совсем просто, реактор современного производства учитывает прошлые трагедии всех атомных станций мира. При критической ситуации, выходе из строя систем защиты, других проблемах, угрожающих безопасности, происходит вывод станции из рабочего состояния. Электричество отключают от электромагнитов, удерживающих в рабочем положении урановые стержни. При этом стержни падают в огромную «кастрюлю» с металлом — поглотителем радиации. Цепная реакция заканчивается, станция останавливает работу. Все системы безопасности станции составляют 40 процентов от основного оборудования АЭС.

По словам Дениса Сеземина, директора по строительству и организации производства, вопросам безопасности уделяется беспрецедентное внимание: по всей территории районов Гульнар и Силифке, к которым прилегает станция, будут действовать 19 постов автоматизированной системы радиационной обстановки. «Информация о радиационной обстановке в режиме онлайн будет доступна на сайте компании. Мы регулярно проводим Дни открытых дверей — большое количество местных жителей уже побывали на станции. Знакомим общественность с тем, как строят и будут эксплуатировать АЭС».

Синергетический эффект

Сегодня на площадке строительства АЭС занято более 20 000 человек, около 80 процентов из них — граждане Турции. Создание рабочих мест на проекте АЭС «Аккую» и в смежных секторах обеспечит условия для роста населения региона до 30 000 человек и, соответственно, для развития рынка товаров и услуг, транспортной и жилищной инфраструктур, гостиничного бизнеса, сферы общественного питания.

Это очень серьезно поддержало весь местный бизнес. Гостиницы переполнены круглогодично. Рестораны, магазины, туристические объекты работают с полной загрузкой независимо от сезона.

Большинство работников переехали в зону строительства с семьями и детьми. В основном они селятся в ближайших городках Ташуджу, Ешиловаджик, Силифке. Их проживание и проезд до станции оплачивает «Росатом». Из-за большого наплыва новых жителей в провинции начали активно строить новое жилье, а цены на аренду квартир возросли до 400 тысяч тенге за 100 квадратных метров в месяц.

Все работы по проекту ведут в тесном взаимодействии с Министерством энергетики и природных ресурсов, Агентством по ядерному регулированию (NDK), Турецким агентством по исследованиям в области энергетики, атомной энергии и горнодобывающей деятельности (TENMAK), другими профильными ведомствами Турецкой Республики, при согласовании МАГАТЭ.

Активно развивается сотрудничество по подготовке турецкого персонала для будущей АЭС в ведущих вузах РФ.

Журналисты встретились с сотрудниками АЭС — казахстанцами: инженеромтехнологом по бетону Бакытжаном Еремагамбетом из Кызылорды и главой группы исполнительной документации отдела строительного контроля Назугум Искаковой.

Заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Жаркенов считает, что Казахстан не должен полностью копировать проект АЭС «Аккую».

«После посещения стройки понятно, если Казахстан собирается заходить в подобный проект, то точь-в-точь делать нельзя. В первую очередь необходимо развивать кадры. В Мерсине из 25 тысяч человек, занятых в строительстве, 20 тысяч — это местное население. Однако весь инженерный состав, руководители проекта (пять тысяч человек) — представители строящей компании.

Пусть один процент, два, десять будут зарубежные эксперты, но основной инженерный состав должен быть наш. Люди, которые будут в дальнейшем заниматься обслуживанием станции. Уже сейчас необходимо обучать кадры, чтобы они получили практический опыт. В сравнении с турками мы обладаем определенными компетенциями, знаем, что такое атомная энергетика, у нас есть история», — сказал Жаркенов.

Также следует учесть логистические мощности. В турецкой провинции начали строительство порта, каждый месяц недостающие стройматериалы привозят четыре баржи, а вокруг станции функционируют сразу четыре цементных завода и ряд предприятий МСБ.

«Мы должны уже сейчас задаться вопросом, как осуществлять доставку, так как объемы поставок будут колоссальными. Что касается пояса МСБ вокруг стройки, то для этого также необходима инфраструктура, а главное — понимание, достаточно ли у нас в стране предприятий и какой процент потребности они смогут закрыть», — отмечает зампред правления НПП.

Пока ясно одно: атомной энергетике в Казахстане быть. Главная интрига — кто будет строить станции и как быстро у нас появится своя мощная АЭС?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру