Сахар, газ, дизель и в перспективе электричество – что общего?

Что объединяет все эти энергоносители? Сезонный дефицит. То есть отсутствие стабильного и безопасного уровня производства базовых продуктов. Мы не будем оригинальны в этом. Кстати, об оригинальности. Нам показался довольно примечательным метод борьбы с дефицитом теперь уже дизеля, который предлагает Министерство энергетики РК - ввести лимиты на потребление и дифференцировать цены на дизель по признаку принадлежности государству. Считают, что это позволит сократить перетекание топлива за рубеж. Мол, от этого все беды.

Сахар подтверждает статус довольно “вредного” продукта. Не исключено, что ввиду случившегося коллапса через строгий выговор своего места лишился один из членов Кабинета министров. А именно Бахыт Султанов, заместитель Премьер-Министра, Министр торговли и интеграции РК. Глава Минэнерго пока выговора из-за сложившегося дефицита газа в некоторых регионах, а потом и дизеля в масштабах республики, не получил. Кстати, именно он, Болат Акчулаков, недавно заявлял, еще до шымкентского газового кризиса, что Казахстан столкнется с дефицитом легкого топлива в течение ближайших трех лет. И буквально на днях Жандос Нурмаганбетов, вице-министр энергетики, упомянул, что в РК прогнозируют дефицит электроэнергии. Это может произойти в период грядущего отопительного сезона. Уровень дефицита - 300 мегаватт. Выговор не объявлен, наверное, еще и потому, что нынешнее руководство ведомства пока признается невиновным в системных проблемах, которые накопились за десятки лет. И мы сейчас не будем говорить о двойных стандартах.

Вернемся к основной теме - как жить в условиях дефицита? То, что предлагает Минэнерго, похоже, рассчитано не на один год. Забегая вперед, скажем - инициатива одобрена Правительством и система, со слов Алихана Смаилова, Премьер-Министра РК, начнет работать уже с 20 августа. Так вот, дифференциация будет по признаку гражданства, по уровню потребления и по типу транспорта. То есть нерезидентам дизель будут продавать по цене от 450 тенге за литр дизельного топлива. Для казахстанцев ценник сохранится на уровне 230-260 тенге за литр, но только в пределах определенного объема. Так, для легковых авто это 100 литров в сутки, а для грузовых - 300 литров. Можно казахстанцам и больше, но ценник взлетает на упомянутые от 450 тенге за литр.

А вот теперь самое интересное - контроль. По замыслу представителей министерства, АЗС получат возможность (пока еще совершенно не понятно, как это будет реализовано) контролировать потребление, проверяя документы. Иными словами, получается, что АЗС обяжут создавать базы по потребителям, которые в обязательном порядке должны быть интегрированы с некоей общей. А кто должен платить за столь непростой информационный продукт, пока тоже не сообщают. Равно как и то, кто будет ответственен за утечку персональных данных. Ведь, как мы понимаем, хранить, оберегать и нести ответственность за сохранение личной информации о клиенте - это не основной профиль АЗС.

К тому же подобная история в обязательном порядке спровоцирует очереди на станциях. Уверены, что на начальном этапе система однозначно будет проходить обкатку, когда возможны любые эксцессы технического характера. А то, что это будет электронная система, которая способна фиксировать уровень продаж каждой АЗС, не остается сомнений. Ведь мы же понимаем, что с “бумажным журналом” подобное, учитывая требования лимитированных продаж, просто невозможно. Но как быть с регионами? Можно ли обеспечить контроль в условиях “отсутствия связи”? Значит, речь идет о регулировании только в отношении крупных игроков на рынке реализации ГСМ? Кстати, об оптовых игроках, точнее о лимитах для всевозможных посредников, ничего не сказано.

И еще немного о синхронизации данных и лимитах отпуска. Как быть в том случае, если лимит превышен? Будет ли введена ответственность и в чьем отношении - АЗС или конкретного потребителя?

Ну и наиболее важный, на наш взгляд, момент. “Развлекаются” в Минэнерго, похоже, с максимальной экономической выгодой для государства. Ведь цена 450 тенге за литр дизельного топлива для иностранцев и сверх лимита - это также, согласитесь, и повышенные отчисления в бюджет. Конечно же, такая мера, вероятнее всего, коснется транзитного грузового транспорта (вот он экономический эффект от транзитного потенциала!), что, в свою очередь, может привести к повышению конечной стоимости товаров. А это уже поднимет вопрос рентабельности доставки на рынок определенной группы товаров. Ну и, как следствие, новый дефицит. А там и до кадровых перестановок недалеко...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру