В некоторых регионах Казахстана образовался дефицит «голубого» топлива

Вслед за сезонным дефицитом сахара в масштабах республики образовался пока локальный дефицит автогаза. Наиболее явно его на себе почувствовали южные регионы, в частности город Шымкент. На момент подготовки материала в городе и пригороде практически невозможно стало заправлять автомобиль «легким» топливом. А если и можно было это сделать, то, как неформально сообщают очевидцы, с существенной переплатой. При этом официальный, витринный, ценник в районе 60 тенге за литр сохраняется.

Дефицит пока только в Шымкенте. Это дает основание полагать, что существует некая негласная карта первоочередных поставок по регионам. Запад, учитывая известные обстоятельства, в приоритете. А вот Шымкент, как показывает ситуация, «просел». Сообщают, что движение транспорта, конечно же, еще пока не парализовано, но беспокойство граждан уже ощущается.

Насколько газ взрывоопасен, в том числе и в социальном плане, теперь знает, наверное, каждый казахстанец. Массовый переход на газ не столько технически, а сколько в плане перестройки принципов формирования личных бюджетов приносит свои плоды. Стоило только упомянуть о повышении, как в начале года по всему Казахстану прошла волна демонстраций. А потом случилась, по официальным данным, террористическая атака, что спровоцировало терзание одного из самых крупных городов РК, повлекло человеческие жертвы. Спустя восемь месяцев все еще не удалось полностью разобраться со всеми уголовными делами.

Так вот, сегодня о дефиците пока сообщают неофициально. Как и подобает чиновникам, компетентные люди стараются не гнать волну паники, сообщая, что дефицит если и может быть, то только ввиду незначительных технических нюансов. Мол, ситуация изменится к лучшему в ближайшее время.

Что же происходит сейчас? На момент подготовки материала официальные каналы утверждают, что газ есть на 70 заправочных станциях из 170. В частности, об этом СМИ сообщает Максат Ерденбеков, замруководителя управления энергетики и инфраструктурного развития города Шымкента. Иными словами, компетентные люди все же подтверждают — дефицит есть.

Представители бизнеса выступают за привлечение Правительства РК для решения вопросов поставок всех видов ГСМ. Официально это звучит так — дефицит автогаза в Шымкенте, по мнению Кайыпбека Камбарова, председателя ассоциации «Жанар-жагармай», «в отсутствии логистики». «К сожалению, со стороны Министерства энергетики сейчас не представлен эффективный механизм решения проблемы. Поэтому, я думаю, нужно создавать государственную комиссию по решению этого вопроса. В ней должны быть представители общественности, Палаты предпринимателей, бизнесструктур», — приводит слова Камбарова «Хабар 24». Между строк явно читается позиция бизнеса по вопросу ценообразования на газ — государственное регулирование цен требует участия, обсуждения и учета интересов всех сторон. Особенно на фоне существенной разницы в стоимости этого топлива на территории близлежащих государств, учитывая цену производства.

В то же время можно было бы все списать лишь на транспортные, логистические особенности. То есть утверждать, что газ сам по себе есть, а в его отсутствии на конкретных местах винить лишь человеческий фактор. Но так ли это на самом деле?

Ведь есть и неофициальные версии, которыми делятся независимые эксперты. Дефицит — прямое следствие государственного регулирования цен на топливо вопреки рыночным принципам. Логично, что частные организации, которые заняты реализацией газа, не готовы работать в условиях упущенной выгоды и тем более себе в убыток. И если в этом случае автогаз является социально значимым продуктом, бизнес вполне ожидает компенсаций. В то же время пауза в поставках газа на заправочные станции вполне может быть маркером ожиданий крупных дельцов — многое указывает на возможное существенное изменение цен.

Настораживает недавний пророческий отчет Болата Акчулакова, Министра энергетики. Конкретно на правительственном часе в Мажилисе он заявил о том, что развитие отрасли тормозит политика государственного регулирования цен. ного регулирования цен. При этом, отметил министр, каждый год потребление топлива растет на 35 процентов, а это в следующие три года вполне может привести к республиканскому дефициту. Не говоря уже о том, что с ростом потребления и при нынешних наиболее низких в мире ценах на газ растут и копятся убытки национального оператора. На Кашаган, Карачаганак и «Тенгизшевройл», по словам Акчулакова, и дальше будет приходиться основное (больше половины) производство товарного газа. В общем, дефицит газа, похоже, не стал ждать три года. Интересно, какой регион следующим «сознается» в том, что испытывает нехватку, получается, не такого уже и «легкого» топлива?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру