Убойное решение: как уничтожить местный туризм

Из-за поспешной попытки построить новую дорогу целый туристический район Балхаша может остаться без туристов, а местные жители — без средств к существованию.

Убойное решение: как уничтожить местный туризм

Хоть самолет сажай

Первую попытку оживить внутренний туризм Казахстан провалил с треском. В период пандемии, когда между странами практически не было сообщения, казахстанский турсектор взвинтил цены вместо того, чтобы создать привлекательные условия для своих же сограждан. Причины роста стоимости за услуги тогда объяснили открыто и честно: ориентация на российского туриста и «их» цены. Как теперь известно, вала российских туристов не случилось, да и казахстанцы отказались от поездок на многие местные курорты из-за необоснованно высоких цен на проживание у берега. В 2021 году ситуация выровнялась, поскольку границы открылись и появилась альтернатива, но, как говорится, «недолго музыка играла».

В 2022-м из-за военных действий и общемировой инфляции отдых за границей начал переходить в сегмент непозволительной роскоши. Да и велики риски застрять в какой-нибудь стране из-за отмены рейсов.

Зато внутренний туризм получил второй шанс на развитие. Можно было бы порадоваться, если бы реалии не оказались столь печальными. Еще в июне аким новой области Жетысу Бейбит Исабаев совершил рабочую поездку по региону, которую начал с ознакомления с состоянием и реализацией проектов по развитию туристической инфраструктуры. И практически сразу пресс-служба акимата Жетысу отчиталась о ремонте трасс, ведущих к озерам Алаколь и Балхаш, отметив, что в рамках реконструкции дороги Алматы — Усть-Каменогорск — Лепсы — Актогай выполнено 35 километров из 110. Проложено основание дороги до озера Балхаш протяженностью 27 километров, установлено 14 из 15 искусственных сооружений. Пока движение осуществляется по объездной дороге. А сами дорожные инфраструктурные проекты должны сдать в эксплуатацию в 2023 году по мере выделения денежных средств.

После такого сообщения идея отправиться на Балхаш со стороны Лепсов выглядит гораздо привлекательнее. Тем более что дорога туда уже давно протоптана, и, как казалось, особенности маршрута уже хорошо изучены. Дело в том, что в последние пять-шесть лет разные участки дороги все время находились в ремонте. И если быть готовым к многочисленным объездам и легкому бездорожью, то путь можно считать простым, и добраться до песочного пляжа можно даже на легковом автомобиле. Весь маршрут от Алматы до баз отдыха можно было преодолеть за пять с половиной-шесть часов. Это с учетом коротких остановок, чтобы дети размяли ноги, и с одной длинной — на обед. В этом году с учетом той информации, которую дал акимат, были все шансы сократить время марш-броска до четырех-четырех с половиной часов.

Большая часть пути пролегает по трассе А-3 Алматы — Усть-Каменогорск через город Талдыкорган, до которого дорога безупречна. Она великолепно просматривается на всех отрезках, и былая слава «трассы смерти» ушла в далекое прошлое. Дальше, А-3 еще в процессе стройки, однако асфальт уже положили до той точки, где нужно съезжать с трассы. Примерно на 310-м километре от Алматы дорога уходит круто в сторону — направление на Алаколь, на этом месте когда-то было кольцо, где нужно съехать с А-3 и дальше двигаться по направлению на поселки Кумтобе, Матай и Лепсы. Еще три года назад здесь была пыльная грунтовка, отсыпанная щебнем. Сейчас же шикарная двухполосная дорога, идеально ровная и без изъянов. Хоть самолет сажай. Казалось, что оставшийся отрезок — 120 километров пути — можно будет пройти на одном дыхании. Но... Не тут-то было.

Где логика?

Уже через 10-15 километров пути на той самой идеальной дороге начинают появляются небольшие камешки — первый признак того, что впереди еще ждет сюрприз. После еще пары десятков километров отменной трассы сказка заканчивается и стрелка на дорожном знаке указывает в сторону съезда на так называемую временную дорогу. И вот здесь начинается самая настоящая зубодробилка — это, пожалуй, самая мягкая формулировка, которую мы услышали от прибывших туристов за время нахождения на Балхаше.

Отсыпанная камнями из дробленого скальника дорога действительно очень жесткая, ребристая и пыльная. На временных знаках ограничения скорости указано 40 километров в час, однако уже на 30 салон начинает так трясти, что невольно сбрасываешь скорость до 10 километров в час. Водители с большим стажем знают, что на бездорожье нередко срабатывает правило «больше скорость — меньше ям». И здесь наиболее комфортной скорость для многих водителей джипов была 65-70 километров в час, что значительно выше установленного лимита, но менее убийственно для подвески автомобиля. Сильнейшая «гребенка» присутствует как на временной трассе, проложенной параллельно, так и на той, которая в будущем будет основной. Усложняет движение по этой дороге то, что помимо крупных и средних камней, которыми все усыпано, на ней попадаются булыжники. Подготовленные джипы спокойно пропускали их мимо колес, но для седанов участок протяженностью примерно 70 километров оказался настоящим адом: пробитые колеса, продырявленные бензобаки, поврежденные поддоны картеров, потерянные от тряски госномера (их неравнодушные водители просто крепили на дорожные знаки), порванные бампера, треснутые лобовые стекла и фары. И это только видимые повреждения, не говоря о том, что скрывается под днищем.

Что примечательно, на этом отрезке патрулирует местная полиция, которая выступает в качестве своего рода технички на колесах, выручая из сложной ситуации тех, кто оказался тет-а-тет с острыми как лезвие камнями.

И вот здесь возникает резонный вопрос: зачем строители перекопали весь отрезок до Балхаша протяженностью около 75-80 километров?! Что мешало строить дорогу отрезками, как это было сделано в предыдущие годы, как на том 30-километровом отрезке, который уже сдан в эксплуатацию? На месте, которое сейчас засыпано камнями и пылью, была старая советская дорога, которая пусть и была однополосной и неровной, но позволяла в условиях относительного комфорта добраться до Лепсов и Балхаша на любом виде транспорта без рисков повреждения автомобиля. Зачем нужно было убивать ее? Получилось, как в старом анекдоте: новое еще не построили, а старое успели сломать.

Такое решение еще можно было бы принять, если бы на месте вели активные строительные работы, причем на всем отрезке. Однако мы не увидели ни одной строительной бригады — ни тогда, когда ехали на Балхаш, ни по дороге обратно. Оба дня были рабочими, не выходными. Лишь в одном эпизоде нам попался одинокий сидящий на асфальте строитель, который перенаправлял движение автомобилей с одной плохой дороги на другую. И, как сообщили в местных управляющих органах, работы будут продолжаться «по мере выделения денежных средств». А если средства не поступят, убийственная трасса будет простаивать еще сезон?

Речи об оперативной стройке не идет. И к чему было уничтожать очень длинный отрезок нормальной дороги, также непонятно.

Основание без обоснования

Когда пыльная и вытрясающая душу дорога позади, а перед тобой открывается Балхаш, хочется только одного — разбежаться и нырнуть в соленую воду. Но и здесь в этом году туристов поджидает неприятный сюрприз. В восточной части Балхаша нырять с разбега по меньшей мере небезопасно. Восточная часть Балхаша славится тем, что берег там очень пологий, однако в этом году мель буквально охватила все побережье. Для того чтобы попасть на глубину, где человеку среднего роста воды было бы «по шею», нужно пройти около 150-200 метров. Конечно, отдыхать с маленькими детьми в акватории, где фактически нет глубины, хорошо. Но для того, чтобы расслабиться взрослому человеку, нужно прежде прилично поработать ногами. Поэтому если вы только собираетесь отправиться в район Лепсов, хорошо подумайте, ведь Балхаш сейчас совсем не тот, каким его многие помнят.

Свою порцию разочарования получили и рыбаки. По меньшей мере воблу из Балхаша всегда можно было вытаскивать даже рядом с шумным пляжем. Ну а возможность вытащить жереха или сазана всегда подогревала азарт любителей и профессионалов. Мелководье привело к тому, что температура воды даже в 10-15 метрах от берега прогревалась до 32 (!) градусов по Цельсию. Для рыбы это слишком высокий показатель. Она ушла на глубину, и с берега в буквальном смысле ловить нечего. Одни заядлые рыбаки привезли из Алматы надувную лодку, но и с ее помощью ничего выудить у них не получилось.

Причин, почему Балхаш подкинул такой сюрприз, по меньше мере, две.

Первая — его обмеление. Ежегодно уровень воды в Балхаше снижается. Если в 1994 году площадь водного зеркала составляла более 17 тысяч квадратных километров, то в 2020-м этот показатель составлял всего 16,8 тысячи квадратных километров. Всему виной увеличение потребления объемов воды с реки Или, которая является главной питающей артерией озера.

Вторая причина, о которой рассказали местные жители, заключается в сильном ледоходе. Этой весной глыбы льда нанесли к берегу большие объемы песка, перегораживали дороги и повреждали линии электропередачи.

Но все эти явления природного характера, и, если природа изменила береговую таким образом, то она же потом вернет ей прежний вид. Другое дело — то, что делают люди. Большая часть приехавших на Балхаш в этом сезоне вернется туда теперь уже нескоро. Во всяком случае до тех пор, пока строители не сделают нормальное полотно либо на альтернативной, либо на основной дороге. А это значит, в следующем году от нехватки туристов пострадают не только местные турзоны, которые можно пересчитать по пальцам, но и местные жители, большая часть которых живет как раз за счет туристического сезона: кто-то продает рыбу, кто-то — надувные круги.

Сейчас же из-за плохой дороги к ним попросту отказываются приезжать даже поставщики продовольственной продукции. Местный акимат похвастался о прокладке «основания дороги до озера Балхаш». Это так. Только вот основания этим гордиться нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру