На Западе набирает обороты новое экодвижение - «Гасители шин»

«Гасители шин» — это ответвление движения британских эко-активистов из Extinction Rebellion. Но если те в основном перекрывают дороги и мешают работе нефтеперерабатывающих заводов, то эти прокалывают шины дорогих автомобилей в крупных мегаполисах...

На Западе набирает обороты новое экодвижение - «Гасители шин»

Зло во благо?

Больше всего от идущей в массы идеологии страдают кроссоверы, так как, по мнению экоактивистов, габаритные и полноприводные автомобили являются «катастрофой для нашего здоровья, общественной безопасности и климата». Чтобы образумить владельцев таких авто, гасители шин сначала ограничиваются предупреждением: подкидывают водителям листовки с требованием избавиться от автомобиля ради спасения мира от «глобального потепления». Если же водитель предупреждение игнорирует, ему прокалывают шины. Основатели движения считают, что металлов, необходимых для производства таких машин, не хватит для того, чтобы заменить ими все машины с двигателями внутреннего сгорания.

И хотя масштабы движения нельзя назвать стихийными, его жертвами уже стали тысячи автовладельцев — с начала марта насчитывается более пяти тысяч. К слову, на этом «гасители шин» останавливаться не намерены: они обещают разрастись до таких размеров, что в будущем с ними придется считаться. Уж тогда они заставят население западных стран пересесть на электромобили или гибриды.

Между тем для такого будущего уже есть предпосылки: реакция общественности на выпады организации оказалась более доброжелательной, чем ожидали сами активисты. Часть людей выразила с ними солидарность и попросила перевести тексты оповещающих листовок для автомобилей на французский, итальянский и немецкий языки.

Как бы автолюбители ни сопротивлялись, постепенно проблему загрязнения атмосферы начинают признавать на разных уровнях, и тот факт, что автотранспорт является вторым по величине фактором увеличения мировых выбросов углекислого газа с 2010 по 2018 год, заставляет многих граждан пусть и мысленно, но поддерживать «гасителей шин»...

Апокалипсис на колесах?

Главный вопрос, который не дает покоя всей любопытной части человечества, — это почему активисты нового экодвижения выбирают своими жертвами именно кроссоверы? Чтобы не быть голословными, мы решили разобраться в этом вопросе.

SUV, или в «простонародье» кроссоверы — спортивно-утилитарные автомобили, которые часто путают с внедорожниками. Сегодня большинство таких машин ездит по асфальтированным городским дорогам и редко появляется за пределами мегаполисов. Автомобилисты выбирают их не из-за высокой проходимости, а ради статуса, комфорта или внешнего вида. В отличие от внедорожников они менее аэродинамичны, больше по размеру и тяжелее, чем обычные легковые автомобили, а значит, потребляют значительно больше топлива и выбрасывают больше углекислого газа в атмосферу. Для сравнения: средний седан при пробеге 15 000 километров за год высвободит около 1,6 тонны СО2, а кроссовер при том же пробеге — 2,2 тонны.

Разница становится еще критичнее, если взглянуть на общие объемы выбросов, — по данным Международного энергетического агентства (IEA), каждый год кроссоверы выбрасывают в атмосферу 700 мегатонн СО2, что примерно равно объему производства Великобритании и Нидерландов вместе взятых. Все бы ничего, но проблему осложняет то, что с 2010 года выбросы СО2 от мирового парка SUV выросли в 4,5 раза, а их общее количество на дорогах — в шесть раз.

Ситуацию усугубляет утяжеление самих автомобилей — с 2000 по 2016 год средний вес нового транспортного средства вырос на 10 процентов. По мнению исследователей, это связано с появлением более тяжелых автоматических коробок передач и установкой дополнительного оборудования, такого как камеры и датчики.

Из-за этого покупатели наивно полагают, что дорогие в эксплуатации кроссоверы гарантируют водителю особую стойкость и безопасность. Это и является одним из главных аргументов, который мотивирует среднего обывателя приобрести крупный и тяжелый городской кроссовер. В реальности же дела обстоят иначе: смещенный центр тяжести SUV делает их менее устойчивыми и повышает вероятность переворачивания в случае аварии, а более крупный размер и меньшая маневренность могут помешать избежать самого столкновения. Кроссоверы значительно чаще убивают пешеходов в авариях. И хотя они рекламируются как более безопасные, их водители на 11 процентов чаще гибнут в авариях, чем водители обычных автомобилей. Однако даже этот факт не заставляет водителей изменить свое отношение к этому виду транспорта.

До этого в 2009-м Евросоюз ввел санкции с целью сократить средние выбросы углекислого газа до 95 граммов на километр. Сначала регуляторы установили норму выбросов в 130 граммов на километр в 2015 году, затем поэтапно перешли к 95 граммам на километр до 2020 года. Начиная с 2020 года это правило действует для всех новых автомобилей в Европе.

Изменения заставили автокомпании изменить свой ассортимент автомобилей. Производители роскошных кроссоверов, такие как Daimler AG и BMW AG, расширили свои линейки за счет более компактных автомобилей. Другие модифицировали двигатели, сделав их более эффективными, что привело к снижению выбросов. Но вместе с этим изменились и вкусы европейских потребителей — благодаря такой модернизации они все больше тяготеют к кроссоверам.

Меры против SUV почти не принимают — в парламентах европейских стран часто звучат предложения о регулировке и даже полном запрете на их продажу, но дальше обсуждения дело не заходит. Единственные, кто пытается изменить ситуацию, — это экоактивисты, хотя стоит признать, что часто их методы весьма радикальны. Конечно, если двигаться в том же направлении, однажды водителям кроссоверов надоест менять шины, и постепенно они пересядут на более экологичные виды транспорта. Но будут ли это электромобили — другой вопрос. Как подсчитали ученые, обеспечить все человечество электрокарами просто нереально...

Экологическая утопия

Почти все развитые страны активно поддерживают кары на электротяге и вот-вот окончательно откажутся от машин с ДВС. Такое впечатление складывается, если следить за новостями об автомобилях за последние годы.

Однако перехода на электромобили все не происходит. И это не потому, что власти разных стран не пытаются, а потому, что на деле стремление пересесть на электрокары оказалось более утопическим, чем изначально считалось. Этому есть ряд причин.

К примеру, электромобили невозможно представить без аккумуляторов. Именно аккумуляторы накапливают в себе электричество, а за циклы зарядки/разрядки отвечает химическая реакция, возникающая в результате взаимодействия нескольких химических элементов. Самые распространенные — литий, кобальт, марганец и неодим. Без них не собрать батарею, а значит — и электромобиль. Иными словами, объемы запасов лития, кобальта и неодима становятся пределом, за которым будущее электрокаров заканчивается. На какой срок человечеству хватит этих элементов — другой вопрос...

У бизнеса есть ровно одна причина выпускать электрические авто — деньги. Если компании не смогут зарабатывать на производстве электрокаров, то концепция машин с электродвигателем умрет из-за нерентабельности. По словам экспертов, это уже происходит.

Если посмотреть на финансовые отчеты стартапов по производству электромобилей, у них есть одна общая черта — колоссальные убытки. Каждый квартал компании типа Nikola или того же Rivian сжигают миллионы долларов в попытке создать качественный электрокар. Результат? Постоянные переносы сроков и фактическое отсутствие машин в продаже.

В современном мире разработка и производство электромобилей требуют колоссальных затрат. Отбить эти затраты можно только в том случае, если продавать машины по сверхвысоким ценам, но тогда их мало кто купит.

Другая причина, по которой переход на электрокары сегодня невозможен, — существуют государства, для которых это не выгодно экономически. Самый близкий пример — Россия. Как экспортеру нефти и газа стране не выгоден массовый отказ от бензина.

Существует и большой внешнеполитический фактор для США и других стран Запада. Месторождения 95 процентов мировых запасов редкоземельных металлов, которые необходимы для работы электромобилей, сосредоточены в Китае. Что, если страна запретит экспорт редкоземельных металлов в США? А если не только в США, но и в другие страны? В таком случае производство электрокаров где бы то ни было замрет.

Очередная причина отказа от идеи электротранспорта — отказ от машин с ДВС спровоцирует рост цен и нехватку электричества. Согласно исследованию Bloomberg NEF, повсеместное распространение электромобилей приведет к росту электропотребления по всему миру на 6,8 процента уже к 2040 году.

Миру потребуется 1350 дополнительных тераватт-часов для зарядки электрокаров к 2040 году. И это лишь промежуточная ступень, так как отказ от продажи новых машин с ДВС не означает, что люди одномоментно прекратят их использовать.

Все это вместе потребует масштабного строительства новых электростанций: существующих мощностей точно не хватит. Останутся ли электрокары столь же выгодными в использовании, если тарифы на электроэнергию заметно вырастут?

Наконец, еще одним аргументом против электрокаров является тот факт, что по сути они являются едва ли более экологичными, чем те же кроссоверы...

Нужно понимать, что примерно 38 процентов всего электричества в мире получают с помощью сжигания угля. В процессе добычи угля выделяются токсины, которые отравляют шахтеров и окрестных жителей — в атмосферу попадают диоксид серы и оксиды азота, ответственные за кислотные дожди. Выбросы угольных электростанций также включают летучую золу, мышьяк, ртуть и даже радиоактивный торий с ураном. Все это провоцирует токсическое загрязнение почвы, воздуха и воды. При этом значительную часть материалов для электрокаров получают в районах Азии, Африки и Южной Америки с хрупкой экосистемой.

Так что по своей сути авто, работающие на подзарядке, не являются более экологичными по сравнению с обычными автомобилями. Возможно, при эксплуатации они и проявляют себя более положительно, однако при производстве наверстывают весь тот вред, за который принято упрекать те же кроссоверы. Конечно, рано или поздно человечество должно сократить урон, который оно наносит окружающей среде, но каким образом — пока этот вопрос все еще стоит на повестке...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру