Как экообразование в школах может развить казахстанский туризм и спасти людей от бедности

Укрепляя сотрудничество между Правительством и туристическим бизнес-сообществом в Казахстане, власти страны совместно с микро-, малыми и средними предприятиями (ММСП) туристического сектора при поддержке и участии европейских и национальных экспертов обсудили способы сделать туристический сектор в стране более устойчивым. Круглый стол по укреплению диалога между государственными органами и туристическим бизнес-сообществом был организован проектом SUSTOUKA, финансируемым ЕС.

Как экообразование в школах может развить казахстанский туризм и спасти людей от бедности

Обращаясь к участникам встречи, Йоханнес Стенбек Мадсен, глава отдела сотрудничества представительства Европейского союза в Казахстане, заявил:

— ЕС поддерживает Казахстан в процессе перехода к зеленой экономике. С помощью этого проекта мы рады помочь ускорить внедрение методов устойчивого потребления и производства в туристическом секторе. Крайне важно способствовать откровенному и открытому диалогу со всеми соответствующими заинтересованными сторонами для создания действительно устойчивого сектора туризма, чтобы сохранить природные богатства вашей страны и создать новые рабочие места для местного населения.

Актуальность вопроса устойчивости для Казахстана

Устойчивость — это современный международный тренд, инструмент, необходимый для нашей действительности, который может ускорить внедрение практик устойчивого производства и потребления (УПП) среди микро-, малого и среднего бизнеса. Это также содействие эффективному использованию ресурсов и энергии, устойчивой инфраструктуре и обеспечению доступа к основным услугам. Его реализация помогает достичь общих планов развития, снизить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысить экономическую конкурентоспособность и сократить бедность.

Потому так важен сегодня для успешного внедрения целей устойчивого развития (ЦУР) диалог между Правительством и бизнес-сообществом Казахстана. Он становится постепенно все более ясным для обеих сторон, и государство потихоньку начинает прислушиваться к экспертам. Что радует.

И в очередной раз за круглым столом встретились самые деятельные представители государственных органов, иностранных партнеров проекта, ЮНЕСКО, ПРООН, ECOJER, Национальных парков и туристского сообщества. В открытом диалоге обсуждали и предлагали различные варианты объединения усилий государства и туристского бизнеса. Причем представители сектора туризма предлагали конкретные инструменты, которые могли бы не только поддержать бизнес, но и вывести отечественный туризм на международный уровень. Только больше 20 идей предложила Светлана Миниханова, директор ТОО «Электронный портал по оформлению виз и путешествий», а Ирина Ковшарь, эксперт по экотуризму и экообразованию, ведущая проект SFM ПРООН, подняла вопрос о введении обязательного экообразования во всех школах Казахстана.

Участники обменялись мнениями о текущих и будущих стимулах, предоставляемых Правительством для ускорения внедрения устойчивого потребления и производства (УПП) среди ММСП туристического сектора и представили успешные международные и национальные бизнес-кейсы для внедрения УПП. УПП соответствует ЦУР 12, которая означает содействие эффективному использованию ресурсов и энергии, устойчивой инфраструктуре и обеспечению доступа к основным услугам, экологичным и достойным рабочим местам и повышению качества жизни для всех. Его реализация помогает достичь общих планов развития, снизить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысить экономическую конкурентоспособность и сократить бедность.

На примерах экоосознанности

Один из кейсов по устойчивому развитию экотуризма в Латвии представил Юрис Смалинскис, представитель Латвийской ассоциации сельского туризма. В странах Прибалтики сумели сохранить естественную природу и развить сельский туризм, а в период карантина провести туристические тропы через все три республики. Здесь эковоспитание заложено в систему образования, и уже давно никому в голову не приходит оставлять после себя мусор где бы то ни было. Тем более, на природе. Юрис Смалинскис сказал, что каждый прибалтиец знает такое правило «что принес с собой на природу, то и унес».

К сожалению, у нас в Казахстане с эковоспитанием пока не все в порядке. На встрече была высказана мысль, что Латвия — маленькая страна, а Казахстан огромный, но это не значит, что нельзя хотя бы на небольших участках земли создавать подобные проекты, и вводить в систему образования повсеместно уроки по экоосознанности.

Приехавший на встречу из столицы страны Ержан Еркинбаев, вице-министр Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, отметил «необходимость обмена информацией между государственными учреждениями и бизнес-сообществом туристической отрасли и, таким образом, развития государственно-частного партнерства. Это будет способствовать внедрению практики УПП в секторе и продвижению к его устойчивости».

И хорошо бы так скорее стало, потому что сейчас устойчивым развитием туризма занимаются в большей степени энтузиасты, которые устойчиво и настойчиво продвигают авторские проекты в сфере событийного туризма. В качестве примеров можно привести такие проекты, как стабильный экофестиваль «Крылья Алаколя», который в десятый раз провела команда информационного портала «Ветер странствий» и центра семейного отдыха «Пеликан», и второй год подряд при поддержке КТА. Еще один экологический проект ECO Network превращается в масштабный с помощью предпринимателя Евгения Мухамеджанова. Также все более узнаваемыми становятся проекты казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив ECOJER.

Факты об устойчивом загрязнении окружающей среды

По информации ECOJER, с начала года в Казахстане выявлено 2000 несанкционированных свалок. И только за прошлый месяц — около 150 мест незаконного складирования отходов.

Компания провела более 30 рейдов по республике. Свалки обнаружены: в Атырауской, Кызылординской, Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской областях, а также в городах Алматы, Нур-Султане и Шымкенте.

По 14 фактам (это около 88 объектов отхода) нарушителей привлекли к административной ответственности по ст. 344 КоАП с наложением штрафа в размере 153 тысячи тенге. Более 20 мест отходов ликвидировано на месте.

В свежевыпавшем снегу в Антарктиде впервые обнаружен микропластик. Он может ускорить таяние снега и льда и представляет угрозу для экосистем континента. Крошечные кусочки пластика раньше находили в антарктическом морском льду и поверхностных водах, но это первый случай, когда микропластик выпал вместе со снегом. Исследование, опубликованное в научном журнале The Cryosphere, провел аспирант Кентерберийского университета Алекс Авес. Он обнаружил в среднем 29 частиц микропластика на литр талого снега, то есть больше, чем в море, которое окружает ледник, и в морском льду.

Экооткрытия в зеленой экономике

Нидерландская компания представила серийную версию Lightyear 0 с солнечной батареей. По словам производителя, в отличие от традиционного электромобиля его можно не заряжать месяцами. Авто уже доступно для заказа. Цена — 250 тысяч евро, что дороже «Теслы». Машина оснащена пятью квадратными метрами солнечных батарей, что может обеспечить дополнительные 70 километров запаса хода в день и до 11 тысяч километров в год, а пауза между подключениями к розетке — до семи месяцев (пробег между зарядками от терминала в таком случае составит около 7400 километров). Даже в пасмурном климате солнечные панели дадут около 35 километров пробега в сутки. Автомобиль, внутри которого пять посадочных мест, может разгоняться до 100 километров в час за десять секунд, а максимальная скорость — 160 километров в час.

Автомобили с бензиновым или дизельным двигателем перестанут продавать в Европе с 2035 года. Это решение депутатов Европарламента называют историческим, поскольку ранее звучала масса предложений притормозить переход ЕС на электромобили. Этот шаг связан со стремлением стран выполнить свои обязательства по сокращению выбросов СО2 и остановить глобальное потепление. Однако решение европарламентариев вызвало много вопросов у населения. Владельцы машин, опрошенные французскими журналистами, указывают на высокую стоимость электрокаров.

Участники стартапа Paper/On The Rocks из Нидерландов научились превращать отходы сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности в бумагу. Она выглядит так же, как обычная, но при ее производстве не требуется того же объема ресурсов. Бездревесная альтернатива бумаге изготавливается из отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых. Работает это так: камни из карбоната кальция измельчают в мелкую пыль, которую смешивают с небольшим количеством частично переработанного полиэтилена высокой плотности. При нагревании материал растягивается как воздушный шар и становится очень тонким. А после охлаждения листы можно сворачивать и резать так же, как бумагу на основе целлюлозы.

Новый способ добывания возобновляемой энергии из подводных течений внедряют в Японии. Технология может составить конкуренцию ветровым установкам и солнечным батареям. Более десяти лет машиностроительная компания IHI Corp разрабатывает турбину, которая использует энергию глубинных океанических течений и преобразует ее в стабильный источник электроэнергии. Гигантская машина похожа на самолет с двумя вращающимися в противоположных направлениях турбинными лопастями и центральным «фюзеляжем», в котором находится система регулировки плавучести. Подводный электрогенератор весит 330 тонн и размещается на морском дне на глубине 3050 метров. Турбины планируют разметить в течении Куросио, одном из самых сильных в мире, которое проходит на востоке Японии. Энергию будут передавать по подводным кабелям.

Одним словом, весь мир начинает усиленно спасать себя, иначе мы останемся не только без природных ресурсов, но и возможности любоваться тем, что просто так подарила нам Вселенная. Казахстан, обладая невероятными природными богатствами и роскошной территорией, не должен остаться за кормой современных экотенденций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру