Искусство мягкой дипломатии

Что такое креативная индустрия? Чем она полезна для казахстанских интеллектуалов? Как вывести страну на мировой уровень и попутно завлечь к себе не просто зарубежных туристов, а заинтересованных в продуктах умственного труда, произведенных в Казахстане, инвесторов? Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью журналисту «МК» рассказал заместитель председателя правления АО «НК «КазахТуризм» Кайрат Садвакасов.

Искусство мягкой дипломатии

— Кайрат Серикович, что включает в себя термин «креативная индустрия», особенно в туризме?

— Сегодня это очень большой тренд, который присутствует во многих развитых странах мира. Например, в США, Западной Европе, Южной Корее, Австралии. Если же посмотреть на казахстанскую экономику, то не секрет, что страна до сих пор весьма зависит от ресурсов. И потому Правительство Казахстана приняло концепцию развития креативной индустрии, пока распространяющуюся на три города — Нур-Султан, Шымкент и Алматы, в которых сконцентрировано 60 процентов юридических и физических лиц, зарегистрированных под одним из видов деятельности ОКЭД, которые так или иначе относятся к креативным. Всего таких видов деятельности более 50 — рекламные деятели, маркетологи, художники-ремесленники, дизайнеры моды, IT-сектор. То есть те сферы, которые работают по нестандартным подходам, применяют интеллект, используют авторские права, а это плюс ко всему деятели кино, музыканты и так далее. И в них, согласно концепции, необходимо вливать больше финансирования, оказывать меры господдержки. Кроме того, согласно концепции, нельзя распыляться, как это, скажем, наблюдалось раньше в том же туризме, когда пытались охватить весь Казахстан, потом выбрали десяток рекреаций, а по факту сегодня работают только три направления — Алматы, Туркестан и Мангистауская область.

Так что сегодня выбрано семь направлений — современное искусство, кино, музыка, дизайн, мода и ремесленники и цифровое искусство, к которому относится также и анимация, причем в самых разных ипостасях. А еще киберспорт, где люди не просто играют, а серьезно зарабатывают.

Все сделанное явилось первым шагом. Вторым стало то, что стали рассматривать направления по мерам оказания господдержки тем же ремесленникам, дизайнерам, деятелям кино, попутно помогая преодолевать им профессиональные барьеры, которые у них накопились. Третий шаг — это внесение изменений в законодательство и, наконец, поиск и утверждение тех мероприятий, в которых представителям всех вышеперечисленных семи категорий необходимо будет участвовать.

— Например?

— Дело в том, что у каждой категории, у каждого сектора есть свои так называемые олимпийские игры. Например, у киношников это Каннский или Берлинский фестиваль, у ремесленников и тех, кто занимается декоративно-прикладным искусством, это ярмарка «Берлин-базар». Есть также всемирно известная ярмарка подобного рода в Санта-Фе, что находится в штате Нью-Мексико в США. И вот всех наших мастеров необходимо вывозить, показывать, как происходило, да и сейчас происходит в художественной среде, когда художники посещают, например, Венецианское биеннале. Иными словами, мы должны помогать им, не только выводя на международную арену, но и обеспечивая рынки сбыта их продукции, которая зиждется на национальных основах воспроизведения. При этом хочу заметить, что подобные мероприятия могут быть не только выездными, но и носить местный характер. Поясню на примере. Например, мы проводим выставку художников здесь, в Казахстане, в ее рамках привлекаем зарубежных галеристов, частных коллекционеров, работников музеев, аукционов — они приезжают к нам и знакомятся таким образом с нашими мастерами, а попутно и со страной. Будем организовывать и форумы по этим направлениям, причем для всех упомянутых выше семи категорий. Сегодня мы уже работаем над этим — составляем перечень подобных мероприятий, где возможно будет обеспечить наибольшую ротацию наших мастеров с их работами.

— И что же дальше?

— За все время независимости РК мы возродили очень много моментов, связанных с национальной культурой, которыми вправе сегодня гордиться. Однако сегодня наступил, скажем так, экспортный момент всего этого, тем более что, по моему мнению, если чем-то подобным и занималось ранее Минкультуры РК, то в наши дни этого уже недостаточно. И тут в дело вступает компания АО «НК «КазахТуризм». Наша цель — избранно поддерживать точечно определенные таланты, обеспечивая им экспортный рост, выступая продюсерами от Казахстана в области кино, музыки, подтягивая к этому венчурное, в том числе и зарубежное, финансирование. То есть нам необходимо по образцу корейской волны продвигать в этом плане волну казахстанскую. И для этого мы планируем открыть корпоративный фонд при МКС РК по аналогии Astana IT-hab, служащий хорошим подтверждением тому, как поддерживается креативная индустрия. Мы предполагаем поступать так же, причем выявлять и поддерживать таланты из семи выбранных нами категорий возможно будет как с помощью различных конкурсов, так и путем работы мобильных продюсерских центров в регионах.

— Вы упомянули о венчурных фондах...

— В Казахстане сегодня они есть лишь в области IT-технологий, несколько — в сельском хозяйстве. Может быть, это потому, что нет стимула, чтобы вкладываться в малоизвестные и, значит, рисковые вещи. Да и субъективного отношения хватает, ведь мало кто может предсказать, насколько будет востребовано то или иное произведение со временем. Плюс необходимо ввести определенные льготы и послабления, чтобы привлечь инвесторов, готовых вкладываться. И тут я вижу выход — по образу и подобию МФЦА организовать такой совместный фонд, чтобы и государство участвовало, и был какой-то зарубежный партнер. Причем может быть два направления — либо организовать фонд прямых инвестиций, либо рассмотреть фонд в составе существующих институтов развития. Но пока мы находимся на стадии законодательных изменений.

— Каковы функции компании «КазахТуризм» во всем этом?

— Поскольку мы являемся частью Минкультуры РК, то отвечаем в определенной степени за популяризацию нашей страны. А искусство может быть одним из основных инструментов продвижения этого. То есть в итоге мы привлекаем в Казахстан не только туристов, но и инвесторов, тем более сегодня, особенно после пандемии, искусство как никогда в тренде, как никогда пользуется огромным спросом. А уж к национальным проявлениям в искусстве всегда был повышенный интерес, пусть даже раньше считалось, что это больше формат для людей старшего поколения. Но — нет, сегодня те же миллениалы, те, кто был рожден в новом столетии, очень хорошо нацелены на восприятие искусства, особенно если оно проходит через цифровые технологии. А значит, через новые форматы кино, музыки, других видов искусства можно привлекать посетителей, показывая наши локации, кухню, ремесла, что в итоге будет способствовать заинтересованности Казахстаном. Я уверен, что искусство — это очень мощный инструмент, я бы даже сказал, что это мягкая дипломатия. Мы даже Дорожную карту по всем упомянутым направлениям составляем сегодня для презентации в Правительстве.

— Какие категории бизнеса помимо инвесторов могли бы быть наиболее заинтересованы в разрабатываемом вами проекте?

— Думаю, что строительные компании и девелоперы должны быть заинтересованы в этом в первую очередь. Потому как именно они передают через предметы искусства, так называемый паблик-арт, общественные пространства, в которых присутствуют интересные скульптуры известных художников, где соблюдены верные пропорции городского дизайна, привлекающие внимание своей умиротворенностью и правильностью организации окружающей среды. Да те же самые муралы могут, при условии подходящего их размещения, служить предметом привлечения туристов! Что уж говорить об архитектуре, которая являет собой наипервейший предмет организации любого, а уж городского тем более, пространства.

— То есть образовывается практически целая система...

— Которая уже получила свое название — экосистема, состоящая из образования, финансирования, инфраструктуры и рынков сбыта. Это четыре основных момента, которые направлены на развитие любой указанной мной ранее одной из семи категорий. Скажем, касающиеся культуры — в Казахстане есть два университета, где преподают предметы, относящиеся к креативной индустрии. Например, это такая специальность, как промышленный дизайн, современная архитектура, дизайн интерьера, актерское мастерство и так далее. И нам необходимо уже сегодня начинать проведение своеобразной ревизии — возможно, где-то устарели программы обучения, где-то можно скооперироваться с зарубежными компаниями, например, New York Film Academy — может быть, они возьмут под свое управление в казахстанских университетах какие-либо специализации, то же кинопроизводство. Не стоит забывать и об инфраструктуре — это те самые креативные хабы, о которых мы говорили. В этом случае, предполагают, это может быть здание Дворца Мира и Согласия в Нур-Султане, а также часть пространства Национального музея. В итоге, запустив в дело все вышеперечисленное, должен быть создан департамент креативных индустрий при Минкультуры РК, с которым АО «НК «КазахТуризм» собирается очень плотно сотрудничать по всем, повторю, семи направлениям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру