Казахстан попал в газовую ловушку

В январе 2022 года Агентство по защите и развитию конкуренции РК ввело государственное ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного газа на 180 календарных дней. Срок подходит к завершению, и необходимо найти золотую середину, поскольку низкие цены не стимулируют рост производства голубого топлива. А ведь именно с роста цен на газ начались трагические январские события в Казахстане.

По запасам газа Казахстан занимает 22-е место в мире и третье место среди стран СНГ после России и Туркменистана. Потребление газа за 2017-2021 годы выросло на 4,8 млрд кубометров - с 13,8 до 18,6 млрд кубометров. В среднем ежегодно на 7%. Казалось бы, Казахстан всегда обладал достаточными ресурсами сжиженного газа для покрытия нужд внутреннего рынка. Сейчас Правительством оптовая отпускная цена с завода установлена на уровне 28 тысяч тенге за тонну, или 16 тенге за литр, в целях стабилизации цен на внутреннем рынке. Такие низкие цены не стимулируют рост производства голубого топлива, поскольку производители работают в убыток и не смогут продолжить работу при таких условиях. А частые ремонты изношенных заводов периодически приводят к снижению общей выработки сжиженного газа.

Таким образом, основным сдерживающим фактором развития газовой отрасли в стране является политика сдерживания цен, в связи с чем к 2025 году возможны дефицит отечественного газа и зависимость от импортных ресурсов.

В ближайшей перспективе основными производителями товарного газа будут оставаться Кашаган, КПО, ТШО, на которые придется 64% от общих объемов ресурсов товарного газа.

По истечении 180 дней во избежание резкого роста цен на газ Министерство энергетики РК совместно с Комитетом государственных доходов будут контролировать оборот сжиженного нефтяного газа, реализуемый на внутреннем рынке. Кроме того, разработан пакет поправок в Закон РК “О газе и газоснабжении”, где будет предусмотрена компетенция Минэнерго по установлению предельных розничных цен на сжиженный газ.

Также Министерство энергетики внесло в Правительство предложение по заморозке закупочных цен у недропользователей до 2024 года, что поспособствует сдерживанию предельных оптовых цен на товарный газ для социально уязвимых граждан страны. Помимо этого сейчас Правительство ведет работу по разработке системных мер в части обеспечения долгосрочной ценовой стабильности и недопущения спекулятивных скачков цен на сжиженный газ в том числе через биржи.

По своей структуре добываемый в Казахстане газ в основном является попутным нефтяным и требует инвестиций в переработку. Однако, учитывая низкую заинтересованность недропользователей в расширении ресурсной базы и цены, не покрывающие себестоимость производства, необходимы соответствующие стимулирующие меры и актуализация ценовой политики. В этой связи остро встает вопрос о восполнении ресурсной базы путем стимулирующих мер для газовых проектов. Сейчас ведется работа по строительству газоперерабатывающего завода на месторождении Кашаган, что позволит к 2030 году обеспечить прирост товарного газа в объеме более 6,2 млрд а кубометров. Кроме того, Министерство проводит всестороннюю работу по стимулированию расширения ресурсной базы путем предоставления фискальных преференций для новых газовых проектов.

Согласно поручению главы государства, в рамках совместной работы с Советом иностранных инвесторов по разработке улучшенного модельного контракта на недропользование проработаны регуляторные и фискальные преференции для газовых проектов в виде налоговых освобождений: отмена КПН на 10 лет с даты начала добычи, отмена ЭТП на 10 лет с даты начала добычи и предоставление права перехода на АНН. Эти меры позволят увеличить ресурсную базу товарного газа дополнительно на 6,7 млрд кубометров к 2030 году.

Одной из основных причин дефицита объемов является теневой экспорт, что в последующем приводит к нехватке сжиженного нефтяного газа для населения и необоснованному росту цен. Сегодня у Министерства энергетики нет полномочий оперативно (в режиме реального времени) осуществлять мониторинг за оборотом сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и экспортом. В связи с чем проводятся работы по включению сжиженного нефтяного газа в перечень товаров, обязательных к оформлению сопроводительных накладных на транспорт (СНТ), усилены требования к наличию контрольно-кассовых машин на АГЗС. Также рассматривается возможность предоставления Минэнерго удаленного доступа к оператору фискальных данных (ОФД) и базе СНТ к субъектам сжиженного нефтяного газа.

В целях стабильного обеспечения газом внутреннего рынка страны в 2014 году введен институт национального оператора, который наделен преимущественным правом государства на покупку газа, добываемого на нефтяных месторождениях. НК “QazaqGaz” (ранее - “КазТрасГаз”) осуществляет оптовую реализацию товарного газа и единую диспетчеризацию распределения по единой системе снабжения газом исходя из закупочных цен и тарифов на магистральную транспортировку. Эта схема позволяет сдерживать цену, а также поддерживать стабильное газоснабжение на внутреннем рынке. При этом оптовая реализация газа на внутреннем рынке для национального оператора является убыточной, которая субсидируется и напрямую зависит от экспортных доходов. Так, например, за 2015-2021 годы национальный оператор субсидировал внутренний рынок на 587 млрд тенге. В среднем с каждой тысячи кубических метров компания теряет 11 тысяч тенге. И убытки нацоператора ежегодно растут. В 2022 году - на уровне 176 млрд тенге. В случае же запрета экспорта, что возможно, так как ожидается дефицит газа уже в 2024 году, начнутся большие проблемы.

Для поддержания финансовой устойчивости необходима долгосрочная ценовая и тарифная политика с учетом поэтапного повышения оптовых цен. В этой связи Министерство энергетики совместно с QazaqGaz прорабатывает вопрос по законодательному введению новых категорий потребителей: крупные коммерческие потребители и лица, осуществляющие цифровой майнинг. Это позволит сдерживать цены для населения, в том числе для социально уязвимых слоев, не аккумулируя дополнительные убытки национального оператора.

По расчетам, 48 млрд тенге добавятся за счет введения категории крупных коммерческих потребителей (“Казахмыс”, “АрселорМиттал”), майнеров и других, готовых платить рыночную цену. Требуемый уровень повышения оптовых цен для выхода из кризиса - на 24% без существенного повышения цен для населения - предполагал увеличение оптовой цены на 3 тенге за кубометр. Однако утвердили увеличение на 7,6%, или 1 тенге за кубометр. Но такое повышение оптовых цен с 1 июля 2022 года не решит вопрос безубыточной деятельности нацоператора на внутреннем рынке. Но, по словам главы QazaqGaz Санжара Жаркешова, это срывает планы по дальнейшей газификации страны.

Между тем в компании QazaqGaz в ходе аудита обнаружили нарушения почти на триллион тенге. Из них доказано финансовых нарушений на 123 млрд тенге.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру