Пластиковые отходы из Казахстана массово вывозятся в Россию

По этой причине местные заводы по переработке ПЭТ-бутылок остаются без сырья и простаивают.

Как сообщил глава Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбек Аубакиров, ссылаясь на данные Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, в Казахстане ежегодно образовывается 90 тысяч тонн пластика и практически три тысячи тонн перерабатывается. Это порядка 3,5% всего объёма загрязнений.

«Вопрос - где остальные 86 900 тонн отходов? Их вывезли? Нигде это не фиксируется. Их закопали? Вынесли вместе с общим мусором? Это действительно огромная экологическая катастрофа. Потому что ПЭТ - это продукт нефтехимии. Если он горит или закопан в землю, от отравляет землю, воду, почву», - рассказывает Батырбек Аубакиров.

По его словам, казахстанские переработчики готовы перерабатывать все твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые есть в стране, однако владельцы мусорных полигонов наотрез отказываются сотрудничать с местными заводами, предпочитая продавать соседней стране.

Директор ТОО "ДорПласт Инвест" Наталья Иванова рассказала, как сама за руку ловила нелегальных сбытчиков пластика.

«Мы обращались напрямую в "Тартып" (полигон), я несколько раз писала официальные обращения, созванивалась. Там мне ясно сказали: вам бутылки продавать не будем, мы работаем на Российскую Федерацию. Я им говорю: я вам дам такую же цену. Бесполезно", - возмутилась предпринимательница.

По её словам, в то время, когда в Казахстане экономический кризис, безработица и падение доходов населения, огромные деньги находятся в тени из-за нелегального сбыта твёрдых бытовых отходов.

"Мой завод простаивал из-за отсутствия бутылок, хотя сезон начался, и ПЭТ-бутылок на полигонах очень много, и они уходят в Россию. Мне пришлось закупить ПЭТ-сырьё в Кыргызстане и я купила его дешевле, чем предлагают здесь. Я заплатила 200 тенге за килограмм. В Казахстане нелегально ПЭТ-бутылки продают по 380 тенге за килограмм. Я думаю, это уже наглость вот этих частных лиц, которые работают в тени, не показывая деньги, и работают по схеме "Казахстан-Россия" , эта ситуация длится годами. Года три назад цена на эту ПЭТ-бутылку была 60 тенге, а сейчас 380. И это будет длиться, пока этим не займётся прокуратура", - говорит директор перерабатывающего завода.

Предприниматели, занимающиеся переработкой пластиковых отходов, сообщают, что казахстанский мусор вывозится не только в Россию, но и в Узбекистан, который, по словам спикеров, постепенно становится лидером в Центральной Азии по переработке ПЭТ-отходов.

Глава Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбек Аубакиров сообщил, что обивал пороги различных инстанций, но все его обращения остались без ответа.

"Мы отправляли запросы в акиматы, чтобы приоритет в переработке сырья предоставили казахстанским переработчикам. Мы говорили, дайте нам возможность купить. К сожалению, очень слабое взаимодействие с акиматами. Наверное, на нас не обращают внимание. Они не слышат слова президента о том, что нужно разговаривать с общественностью. Мы хотим обратиться к президенту, премьер-министру, чтобы они помогли наладить именно продажу сырья на местных полигонах, в первую очередь, казахстанским переработчикам. Это и ПЭТ, и макулатура, и стекло. Мы готовы вкладывать в развитие системы сортировки, открывать пункты приёма, работать со сборщиками по всему Казахстану. Это соответственно создаст новые рабочие места", - рассказывает Аубакиров.

По его словам, в Казахстане работают 14 заводов по переработке ТБО. Они могут перерабатывать ежегодно 60 тысяч тонн отходов, однако на сегодня эти предприятия загружены лишь на 20-25%.

"В Казахстане заводы готовы вдвое, а то и втрое увеличить как мощности переработки, так и глубину переработки. Нам нужна решительная и чёткая позиция Министерства индустрии для того, чтобы мы могли дать свои встречные обязательства. Мы готовы развивать, мы готовы вкладывать в эту отрасль. Мы готовы закупать фондоматы, чтобы они стояли в каждом дворе. Чтобы бутылка не уходила на полигон. Наши казахстанские заводы готовы взять на себя сбор и переработку всех ПЭТ-отходов. От государства нам нужна поддержка. Второе - чтобы нам не мешали, и третье - какие-то методы стимулирования. Проблему, которая не решалась годами, мы готовы за два-три года решить", - заявил Батырбек Аубакиров.

Он посетовал, что из-за коррупционных скандалов вокруг "Оператора РОП" и арестов его руководства в стране перестала работать программа EcoQolday, которая давала казахстанцам возможность зарабатывать. Они собирали пластик и сдавали на заводы.

"Хотелось бы, чтобы мусорная реформа касалась, в первую очередь, местной переработки, а излишки можно вывозить за границу. Но даже если будут излишки, наши заводы готовы наращивать мощности, закупать оборудование и взять на себя ответственность по переработке всех ПЭТ-отходов в нашей стране. (...) Нужно ввести запрет на экспорт ПЭТ-отходов, отменить налоги для сборщиков. Эти люди ежедневно ходят, собирают этот мусор. Почему они должны платить налоги? Они же делают большую экологическую работу. Мы как переработчики готовы заплатить за них налоги", - сообщил он.

Аубакиров сказал, что написал письма в прокуратуру, Комитет госдоходов и Агентство по защите конкуренции. Но ответа от чиновников не последовало.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру