Форум экспортеров: какие ниши на мировом рынке занял Казахстан

В минувшие выходные в столице прошел первый Форум экспортеров. Событие значимое и актуальное, учитывая нынешние геополитические реалии и проблемы с торговлей в принципе. Но, как выяснилось, бизнес весьма творчески подходит к нынешним сложностям, пользуясь моментом и занимая высвобождающиеся ниши на рынках других стран. Бизнес других стран время тоже не теряет и осваивается на казахстанской территории.

Расхожее мнение гласит, что из Казахстана не экспортируют ничего, кроме сырья (то есть нефти, руды и зерна), но импортируют все остальное. Но, как выяснилось, не все так плохо, как гласит общественная оценка.

На небольшой выставке товаров компаний-экспортеров многие гости форума с удивлением узнали, что многие виды привычных для нас антисептиков/салфеток для очков и многих других “очистительных” продуктов - товар made in KZ. На выставке были представлены электронные почтовые ящики, связанные по сети с датчиками в квартирах, фильтры для воды и корма для животных. Кстати, как выяснилось, большой популярностью в соседних странах пользуются не только бады для КРС, но и ушные бирки для животных, которые производят в Казахстане. Это на сегодня один из весьма бурно развивающихся экспортных товаров. Равно как и металлические бочки, которые предназначаются как для пищепрома, так и для химической и другой промышленности (разумеется, разного вида бочки). Большой интерес вызвали энергетические батончики, разрешенные к применению, в том числе детьми, и продукция из козьего молока.

В общем, даже небольшая выставка продемонстрировала, что Казахстану есть что предлагать миру, и что он этим активно занимается.

По данным компании-оператора господдержки экспортеров QazTrade, в стране более тысячи компаний, которые имеют контракты с зарубежными покупателями. Но лишь половина из них (540) - так называемые “активные экспортеры”, то есть те, что продают товар на постоянной основе, а не разовыми поставками. Впрочем, число таких активных тоже постоянно растет, в том числе и благодаря мерам госстимулирования.

Экспортерам продукции переработки государство обеспечивает налоговые преференции и компенсирует их затраты на зарубежных рынках (от получения сертификатов соответствия местным стандартам до расходов на доставку товаров из РК до заграничного покупателя), и помогает покупателей найти. Как сообщали в ходе форума, Министерство торговли совместно с Министерством иностранных дел разрабатывает страновые экспортные программы. Они становятся этакими “контурными картами” в торговле: с кем, чем, на каких условиях и об особенностях рынка в принципе.

К слову, на форуме устами бизнеса много говорилось о том, как государство оказывает поддержку предпринимателям. Речь идет как о буквально физической помощи за рубежом (например, если какой-то товар застрял где-то за границей на растаможке или на границе при транспортировке), так и о консультационных мерах. Например, институты поддержки экспортеров только за прошлый год подготовили два десятка обзоров рынков зарубежных стран. Речь идет об особенностях выхода на рынок той или иной страны, условиях технического регулирования, таможенных нюансах. В общем, пособие для бизнеса.

О том, что подобные инструкции необходимы, можно судить по вопросам, которые часто встречаются в телеграмм-канале, где экспортеры общаются с госорганами по торговым вопросам. Канал создали в 2020 году в период разгара ковидокризиса, он стал своеобразной площадкой жалоб 24/7 от предпринимателей. А со временем трансформировался в удобный консультационный канал.

Кстати, на форуме прозвучала идея изменить формат общения с “государство помогает бизнесу чем может” на “бизнес сам говорит государству, чем ему помочь”. Собственно, сам форум и стал площадкой для взаимного диалога и выработки конструктивных предложений и идей развития экспорта. А телеграмм-канал предложили использовать не просто как место для консультаций, но и как “срез общественного мнения и озвучивания предложений”.

К слову, сейчас усиление взаимодействия государства и экспортеров очень актуально. Страновые программы, например, помогают точечно и достаточно оперативно разобраться в возможностях замещения казахстанскими товарами высвобождающихся ниш: из-за санкционного противостояния рынки ряда стран буквально оголяются по некоторым товарам. Например, Европа столкнулась с дефицитом газа и угля. И у Казахстана есть неплохие шансы продать излишки собственного производства за неплохую цену. Нарастив попутно и объемы этого самого производства.

P.S. В то же время в Казахстан приходят компании, которые покидают российский рынок. Причем речь идет как об офисах, работающих с продажами товаров на страны СНГ (как, например, inDriver), так и о самих производствах. Например, американская Ural Motorcycles сообщила о намерении открыть производство некоторых моделей в Казахстане. Есть перспектива открытия в РК производств в сфере энергетики ( в том числе зеленой), автопрома, прихода на рынок новых брендов. Как, например, Victoria’s Secret, о переговорах с владельцем этого бренда из Катара недавно сообщал МИД РК.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру