Казахстанский рынок наполняется качественными, фальшивыми банкнотами

Похоже вновь пришло время, когда к деньгам нужно не только присматриваться, но и принюхиваться. Объем фальшивых денежных купюр поражает, а уловки, к которым прибегают мошенники, порой не дружат даже со здравым смыслом.

Казахстанский рынок наполняется качественными, фальшивыми банкнотами

Тенге, достойный уважения

Способ тактильной идентификации подлинности денежных купюр хорошо знаком тем, кто застал шальные 90-е. Тогда инфляция и девальвация шагали семимильными шагами, помимо этого активно развивалось предпринимательство, в том числе так называемое челночество. Люди постоянно ездили за рубеж в поисках дефицитных товаров, то есть процесс обмена валюты не останавливался ни днем, ни ночью. В первые годы суверенного Казахстана не было жесткого контроля за так называемыми менялами — людьми, которые носили в карманах свертки купюр разной инвалюты. Затем они начали эволюционировать, и чуть позже появились комки, в которых можно было купить пачку сигарет, свежий выпуск газеты и разменять двадцатку баксов. Следом появились примитивные обменные пункты. Это было райское время для фальшивомонетчиков, ведь в те годы не было счетных машин, с помощью которых можно было выявить рисованые деньги.

Не самым эффективным, но практически единственным способом определить подлинность был визуальный осмотр: выявление водяных знаков на просвет, наличие рельефных надписей на валюте, характерный шелест. Из технологичных и доступных инструментов был только специальный фломастер (маркер — детектор валют), который в некоторых случаях мог выявить фальшивку. Это привело к резкому росту числа фальшивомонетчиков, которые печатали как примитивные экземпляры, так и весьма качественные подделки. Один из примеров того времени, на котором обожглись многие люди, заключался в частичной фальсификации. Мошенники брали настоящую однодолларовую купюру и только по углам, где нанесен номинал «1», приклеивали фальшивые «100», распечатанные на принтере. То есть сама купюра хорошо прощупывалась, шелестела, как положено, а фломастер-детектор показывал, что она настоящая. Из явных отличий оставались написание one dollar вместо one hundred dollars а также портрет Джорджа Вашингтона вместо Бенджамина Франклина. Но люди, ни разу не державшие в руках эти самые доллары, не знали, как выглядят подлинники, что мошенники умело использовали.

Со временем контроль за оборотом иностранной валюты ужесточили, счетные машинки, позволяющие идентифицировать подделку, стали доступнее, а на смену ларькам и менялам пришли официально зарегистрированные обменные пункты.

Несмотря на то, что фальшивомонетничество как ремесло осталось и в наши дни, объем поддельных купюр остался сравнительно невысоким, во всяком случае если говорить именно о тенге.

Так, за 2021 год Национальный банк Казахстана и банки второго уровня выявили 519 поддельных денежных знаков (513 банкнот и шесть монет) на сумму 1 577 400 тенге. Это на 37 процентов меньше, чем за 2020 год (823 поддельных денежных знака). Чаще всего в прошлом году подделывали банкноты номиналом 2000 тенге — 340 штук, что составило 65 процентов от общего количества выявленных подделок. Далее идут подделки номиналом 5000 тенге — 94 штуки (15 процентов).

Эта «криминальная пара» на протяжении многих лет остается в лидерах по весьма объяснимым причинам. Ведь к купюрам 10 или 20 тысяч тенге априори повышенное внимание и сбыть такую подделку сложнее. В то же время мелкие 200, 500 или даже 1000 — слишком малая нажива по сравнению с теми рисками, с которыми сталкиваются мошенники.

В целом тенге считаются весьма защищенными купюрами, их подделывают гораздо реже, чем иностранные. А как раз с ними в последние годы все намного сложнее.

Турецкий привет

На фоне российско-украинского конфликта резко возрос курс иностранных валют, а следом пришел дефицит долларов и евро. Как будто эхо из 90-х — инвалюту начали продавать из-под полы. Сейчас встречаются предложения о продаже на olx, в сети обсуждают эпизоды, когда даже в обменных пунктах валюту продают только по спекулятивному курсу, который значительно выше того, что установлен этим же обменником. Спрос рождает предложение, в Казахстане и других странах СНГ начал разрастаться серый рынок. А это наиболее благоприятные условия для того, чтобы среда вновь наполнилась фальшивыми деньгами.

Так, накануне в Алматы вынесли приговор фальшивомонетчику, у которого изъяли около миллиона фальшивых долларов.

В сентябре прошлого года департамент агентства выявил факт сбыта поддельных 100-долларовых купюр. Сотрудники департамента провели оперативную контрольную закупку, во время которой задержали гражданина Калиева при попытке сбыта фальшивых купюр на 293 тысячи долларов. По данным следствия, Калиев с сентября по ноябрь 2020 года неоднократно сбывал поддельную иностранную валюту номиналом 100 долларов. При обыске из незаконного оборота изъяли более 975 тысяч поддельных долларов. Фальшивомонетчику назначили наказание в виде шести лет лишения свободы.

Те подделки, которые пускали в оборот в начале 90-х, и фальшивки, выявляемые сегодня, отличаются радикально. Ведь вперед шагнули не только те технологии, которые позволяют распознать фальшивку, но и те, которые позволяют ее создать.

В прошлом году осудили жителя Павлодара за распространение поддельных банкнот. Известно, что фальшивые деньги осужденный не изготавливал сам, а приобретал уже готовые за рубежом. Как следует из материалов следствия, впервые он привез липовые доллары из Турции еще в 2019 году. Там поддельные 50 долларов США он получил от знакомого. Вернувшись в Казахстан, мошенник спокойно обменял эти деньги и понял, что купюры очень схожи с настоящими.

Убедившись, что поддельные банкноты долларов высокого качества и не вызывают подозрения в местах сбыта, мужчина продолжил свои махинации. Он вновь приобрел у жителя Турции поддельные банкноты иностранной валюты номиналом 50 долларов США. С 2019 по 2021 год он вывозил из Турецкой Республики фальшивые деньги, которые менял на тенге в обменных пунктах Нур-Султана, а также в Бишкеке. О том, как именно преступник попался, следствие не распространяется. В 2021 году павлодарца осудили и назначили пять лет, причем условного заключения. Сейчас он состоит на учете в службе пробации города Павлодара. Еженедельно приходит на регистрацию в службу пробации, трудоустроен.

По всей видимости, та информация, которой он поделился со следствием, является действительно ценной, ведь в большинстве случаев за мошенничество дают реальные сроки, а не условные.

Лакированный шелест

Другого афериста в прошлом году поймали на совершенно примитивном способе сбыта.

«Гражданин Б. Корганбаев организовал мошенническую схему — поддельные евро, ранее приобретенные в Узбекистане за 50 процентов от стоимости, начал сбывать различными способами. Выявлен факт сбыта клиентам четырех тысяч евро работниками одного из банков Шымкента. В ходе следственных действий доказана причастность Корганбаева к сбыту этих денег», — говорится в сообщении территориального департамента Агентства финансового мониторинга.

Лишь малую часть фальшивых денег мошенник сбывал через обменные пункты, при этом избавляясь от большей части путем погашения задолженностей. Он занимал у своих друзей и знакомых крупные суммы, причем исключительно в тенге. Спустя определенный промежуток времени мужчина предлагал рассчитаться, только уже не в национальной валюте, а в европейской. Естественно, по выгодному для кредитора курсу. По всей видимости, расчет был на то, что в большинстве своем люди откладывают валюту «под подушку», а не бегут тотчас в обменник, чтобы получить тенге.

Несмотря на это, его очень быстро вычислили, и пострадало сравнительно небольшое число людей. За использование и сбыт фальшивых денег Корганбаева приговорили к 5,5 года лишения свободы. Отмечают, что ранее его уже судили за мошеннические действия.

Достаточно показательный эпизод можно увидеть в деле, раскрытом в 2018 году. Тогда организовали целый семейный подряд. Муж с женой, начитавшись «полезной» литературы в интернете, решили, что они с легкостью смогут запустить собственный печатный станок и произвести столько денег, сколько им захочется.

Все действие развернулось в Западно-Казахстанской области. По всей видимости, чтобы отвести от себя подозрения, промышляли не в родном городе Атырау, а в Уральске. Вместе с собой «в командировку» они взяли еще одного подельника.

Уже на месте они приобрели цветной принтер и различные канцелярские принадлежности, которые им потребовались для изготовления фальшивых тенге. Подделки вышли очень низкого качества, без имитации водяных знаков и прочих элементов защиты. Но зато они позаботились о том, чтобы деньги шуршали как настоящие. Для этого опрыскивали все купюры лаком для волос, что на короткий промежуток времени придавало фальшивкам особую фактуру. Импровизированный печатный цех проработал недолго.

Всего им вменено 25 эпизодов. Подсудимые сбывали купюры номиналом 20 000 тенге. В магазинах они приобретали продукты, а также меняли крупные купюры на мелкие у незнакомцев, обманув их в общей сумме на 80 000 тенге. Все сбытые ими купюры изъяты. Суд признал супругов и подельника виновными по статье «Изготовление, хранение, перемещение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг». Их приговорили к пяти годам лишения свободы в колонии средней безопасности. Женщину также приговорили к пяти годам лишения свободы, но с учетом того, что на воспитании у нее находятся двое малолетних детей, суд отсрочил наказание сроком на пять лет.

Сейчас сложно предугадать, как себя поведет валютный рынок. Если граждане будут испытывать сложности при покупке валют, это неминуемо приведет к росту серого рынка, а значит, и к увеличению объема фальшивых денег, причем не только долларов и евро, но и российских рублей, и казахстанских тенге. «Считайте деньги, не отходя от кассы», — рекомендация, которая в 90-х годах обрела особый смысл, и нельзя исключать, что в наши дни она может стать актуальной вновь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру