Как изменилась карта авиаперелетов

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»... Считается, что это сказал Конфуций

С одной стороны, перемены — это профилактика застоя. Иногда в жизни нужен резкий поворот. С другой — перемены могут сопровождаться неприятностями. Например, вынужденным отказом от привычных авиамаршрутов — на отдых или по делам. И вот — ситуация, в которой сегодня приходится лавировать самолетам международных компаний, а туристам находить новые направления в зависимости от изменений политической погоды...

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»... Считается, что это сказал Конфуций

Корректируем маршруты

Коррективы в наш нестабильный уклад жизни вносятся практически если не ежечасно, то ежедневно. Ковидная эпоха успела подготовить человека к состоянию постоянной предприимчивости, которую приходится применять во всех сферах жизнедеятельности. А ситуация, случившаяся вследствие военной операции России на Украине и повлекшая за собой изменения во всем мире, задала еще большую встряску, и приходится всем нам собираться с духом, не раскисать и двигаться вперед, в том числе не отказываясь от своих планов, перемещений и путешествий. Но корректировки в них теперь неизбежны.

Как известно, с 28 февраля прекратилось авиасообщение России со всеми странами Евросоюза, а также с Канадой, после чего в Росавиации совместно с МИД России и Ростуризмом, помимо организации специальных вывозных рейсов, порекомендовали гражданам самостоятельно воспользоваться альтернативными вариантами. Предложено использование коммерческих рейсов иностранных авиакомпаний, не ограничивших авиасообщения с Россией, и среди них названы авианаправления через Азербайджан, Армению, Казахстан, Катар, ОАЭ и Турцию. Другой рекомендованный вариант — вылет до ближайшего к границе РФ аэропорта и дальнейшее перемещение наземным транспортом. Кстати, одним из самых популярных аэропортов последних дней стал казахстанский, расположенный в городе Актау.

Напомним, что причиной для остановки перелетов явился отказ европейских лизингодателей страховать российские самолеты, когда большинство авиакомпаний России в ночь на 8 марта получили уведомление от них о прекращении договоров перестрахования. Однако сейчас представители компании «Аэрофлот» договорились о возможности перестрахования рисков в РНПК (структура Центробанка). Другие авиакомпании также находятся в поиске наиболее приемлемых путей решения вопроса.

В Казахстане свои рейсы временно приостановила компания Air Astana, назвав причиной этого прекращение страхового покрытия коммерческих полетов из/в Российскую Федерацию, а также над ее территорией. «Air Astana с сожалением сообщает, что по причине прекращения страхового покрытия коммерческих полетов из/в Российскую Федерацию и над ее территорией все полеты по данному направлению будут приостановлены», — сообщил в своем заявлении перевозчик. Однако «авиакомпания в срочном порядке решает эти вопросы с Правительством Казахстана для скорейшего восстановления рейсов», также говорится в заявлении.

Тем временем другой авиаперевозчик — компания SCAT — каждый день увеличивает количество рейсов между Казахстаном и Россией и в скором времени перелеты к соседям будут совершаться ежедневно.

Еще одна отечественная компания, Qazaq Air, объявившая об отмене рейсов в Россию 12 марта, утром следующего дня уже сообщила о возобновлении полетов: «Qazaq Air уведомляет, что все запланированные рейсы в Россию будут восстановлены с 13 марта 2022 года и доступны для бронирования билетов».

Сейчас прямые авиарейсы из Казахстана открыты с 31 страной мира. Среди них: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Грузия, Индия, Италия, Катар, Китай, Кувейт, Киргизия, Мальдивы, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Украина, Черногория, Чехия, Шри-Ланка, Южная Корея, Япония, Иран. Авиарейсы в Черногорию из Казахстана возобновятся 1 июня. Рейсы в Подгорицу будут осуществляться из Алматы и Нур-Султана. Также стало известно, что новый рейс из Алматы в Самарканд запустит FlyArystan, а Uzbekistan Airways ввела дополнительные авиарейсы, связывающие Ташкент с Москвой и Санкт-Петербургом, увеличилось количество рейсов этой узбекистанской компании в Казань, Новосибирск и Владивосток. Чартерные авиарейсы из Туркменистана в Россию будут осуществлять «Туркменские авиалинии».

Небо России

Что касается неба РФ, то и здесь российские дипломаты обещают все привести к равновесию. Консул-советник Генерального консульства РФ в Алматы Артем Валерьевич Оганов пояснил, к примеру, что порядок пребывания российских граждан в Республике Казахстан не изменился и казахстанцы также могут свободно осуществлять поездки в Россию наземным или воздушным путем.

— Российские компании ищут выход и другие страховые корпорации, как это сделал, к примеру, казахстанский SCAT. Уже в скором времени авиарейсы от российских самолетов снова появятся на радарах международных аэропортов, — прокомментировал Артем Оганов.

И бескрайняя привлекательность Казахстана

Тем временем авиабилеты даже по маршрутам внутри РК взлетели в цене, и сами авиакомпании не исключают, что их стоимость может расти и далее в зависимости от курса доллара и других экономических факторов. Люди при этом не собираются отсиживаться в отпусках дома и рассматривают более приемлемые по своему предпочтению и бюджету варианты путешествий. В этой связи хочется отметить, что сам Казахстан настолько богат невероятно красивыми и привлекательными природными и археологическими парками, подземными храмами, горными, степными и лесными, во многом неизведанными для туристов, маршрутами, историческими городами, озерами и Каспийским морем, что можно до бесконечности познавать только его необъятные просторы. Становится все более заманчивым Казахстан и для иностранных туристов. Разве что нужно подтянуть сервис и инфраструктуру, но на некоторых направлениях он уже достаточно профессионально развит. Поясняет ситуацию о настоящем моменте в сфере внутреннего туризма Рашида Рашидовна Шайкенова, директор КТА — Казахстанской туристской ассоциации, президент КАГИР — Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов:

— Можно предположить, что политическая и экономическая ситуация в мире, а также недавнее послабление ограничений на въезд иностранных граждан в Казахстан послужат увеличению количества как транзитных, так и въездных туристов в РК.

Казахстанцам по причине карантинных послаблений также становится доступно все большее количество направлений для путешествий, в том числе и в страны Европы. Однако с учетом последней девальвации национальной валюты покупательская способность казахстанцев, скорее всего, снизится. Туристские компании уже отмечают уменьшение количества броней и рост числа запросов от туристов на возврат предоплаты за ранее забронированные туры за рубеж по старому курсу.

Скорее всего, будет продолжаться развитие внутреннего туризма, начавшееся в период пандемии, а это 1-2-дневные туры выходного дня на популярные туристские объекты, лечебно-оздоровительный туризм, сельский экологический туризм, пляжный отдых на уже полюбившемся казахстанцам Алаколе и других курортах. В этом году начал действовать механизм государственной поддержки Kids go free, который подразумевает субсидирование стоимости авиабилетов для детей внутри Казахстана, и эта мера тоже может способствовать увеличению числа путешествий граждан внутри страны.

Добавим, что на Алаколь запускают дополнительные внутренние авиарейсы, увеличивают количество поездов, и, к примеру, до села Акши, что на южном побережье озера, будут ходить не два, как прежде, а три поезда, и последний представляет собой более комфортный вариант класса «Тальго».

Здесь, в Акши, на берегу целебного озера уже в десятый раз пройдет единственный в стране экологический фестиваль наблюдения за птицами «Крылья Алаколя». Сейчас только это событие в сфере внутреннего казахстанского туризма сохранило свою стабильность и ежегодно собирает под своим крылом ценителей отдыха со смыслом.

Без виз

Из внешних направлений по-прежнему популярными остаются безвизовые путешествия в Турцию, ОАЭ, Египет и Малайзию. Набирает больший интерес среди казахстанцев и отдых в Черногории, которая также не требует оформления визы на летний период, а также соседний Узбекистан становится все более удобным и привлекательным для казахстанцев. Добавим еще, что открытые воздушные линии венгерской компании лоукостеров WizzAir позволяют планировать отпуск в страны Европы. Лишь бы ветер перемен для всех нас скорее стал добрым и ласковым.

В Казахстане цены на авиабилеты выросли очень существенно. К примеру, если еще в конце года в Стамбул из Алматы и обратно можно было улететь за 150-200 тысяч тенге, сегодня средняя цена билета рейсами компании Scat поднялась до 250 тысяч и выше. И если двумя месяцами ранее во Франкфурт-на-Майне и назад в Алматы можно было вылететь прямым рейсом компании Pegasusairlines и стоимость билетов варьировалась от 180 тысяч до 200 тысяч тенге, то сегодня средняя стоимость билетов составила 270 тысяч, а компания Air Astana выставляет и вовсе более 573 тысяч тенге в оба конца.

Сегодня самыми дешевыми билетами может похвастать компания Turkish Airlines. Бывалым путешественникам и людям, которым предстоит совершать частые командировки, можно посоветовать посмотреть тарифы узбекских и киргизских авиалиний, считающихся более демократичными. В Будапешт из Нур-Султана успешно курсирует лоукостер WizzAir, сохраняющий равновесие цен на перелеты. Приблизительно от 100 тысяч тенге стоит билет на этот самолет в оба конца, но также можно отслеживать специальные акции и предложения. (Для сравнения, Air Astana ставит на март на это направление 1485 долларов США, Lufthansa — 747 долларов США.) Правда, как в любом лоукостере, здесь придется доплачивать, если багаж превышает восемь килограммов на одного человека, напитки и питание — также за отдельную стоимость. Но это для тех, кто не выдерживает без воды и еды пять часов пути. Предполагается, что вскоре в Казахстане появится также лоукостер этой компании, следующий рейсами Алматы — Вильнюс, Алматы — Тбилиси. Внутри страны самую адекватную стоимость на билеты предлагает казахстанский лоукостер FlyArystan.

При всех возможных и, казалось бы, невозможных ситуациях всегда надо мониторить рынок продажи авиабилетов, ловить акции и специальные предложения или делать небольшой крюк через соседнюю страну, чтобы сохранить больше денег на само путешествие, чем на билеты для этой цели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру