Пищевая промышленность Казахстана на пороге перемен

Более половины расходов казахстанцев уходит на еду. И с каждым годом этот процент растет. С одной стороны, это демонстрирует, что в стране очень низкие зарплаты, а с другой — дорогие относительно уровня жизни продукты. Поэтому прежде всего необходимо развивать собственную пищевую промышленность. Но здесь немало проблем...

Пищевая промышленность Казахстана на пороге перемен

Когда люди думают меньше о будущем, они откладывают меньше средств «про запас», что приводит к снижению спроса и сказывается на падении ассортимента товаров. Производство продуктов питания в Казахстане имеет небольшие мощности, и увеличивается импорт продуктов из-за рубежа, которые приобретают за доллары, что также оказывает давление на курс тенге. Вывод один — необходимо развивать собственную пищевую промышленность. Особенно сейчас, с учетом нестабильной геополитической ситуации.

Согласно исследованию Национальной палаты предпринимателей, у предприятий пищевой промышленности Казахстана не хватает оборотных средств. Сырье у местных производителей низкого качества и порой дороже, чем китайское. Поэтому производители пищевой продукции вынуждены его закупать за рубежом. При этом качественное сырье уходит на иностранные рынки, в тот же Китай. Такой вот замкнутый круг.

В республике много разрозненных фермерских хозяйств. К примеру, не раз говорили о том, что сырое молоко небольших молочных хозяйств некачественное, не имеет достаточной жирности. К тому же его «чистоту», то есть чем питалась корова, какие антибиотики ей давали, трудно проверить. Для эффективности и дальнейшего развития мелким хозяйствам нужно объединяться. Такая кооперация зарекомендовала себя в Белоруссии. Там практически нет мелких хозяйств, все находится в руках Белгоспищепрома. Те же крупные молочно-товарные фермы занимаются откормом животных, у них налажен полный цикл. В Казахстане очень мало компаний, которые имеют собственную замкнутую цепочку: фермы, коровы, откормочные базы, производство.

Сегодня для крупного бизнеса в этом секторе очень мало мер господдержки. В основном поддерживают малый и средний бизнес. В то же время, как и в любой другой отрасли, должен работать принцип «выживает сильнейший». К примеру, для предприятий пищевой промышленности нужно установить минимальную планку по выработке. Допустим, по молоку эта планка может быть не менее 100 тонн в сутки, по мясу — около 80 тонн. На Западе считают, что, если завод производит 500 тонн молока в сутки, он убыточен. При такой модели Казахстан может уйти от поддержки государством неэффективных производств.

С другой стороны, есть мнение, что Казахстану необходимо избавиться от гиперопеки государства. Субсидии — это хорошо. Но рынок должен жить по своим законам. Заинтересованные предприятия должны выдавать от себя семена, агрохимикаты, технологии только тем фермерам, у которых есть такие ресурсы как рабочая сила и сельхозугодия. При таком институте контрактного фермерства сельское хозяйство и пищевая промышленность будут развиваться.

Немаловажным сдерживающим фактором выступает логистика. Учитывая, что территория Казахстана большая — пока доставишь сырье из одной точки в другую, оно становится «золотым».

Практически все оборудование и часть сырья закупают за валюту, а, учитывая нестабильность валютного курса, это затратно для отечественных производителей.

Среди проблем — и сложности «входа» на полки крупных ретейлеров. Не имея широкого доступа в розничную сеть, свою продукцию пищевики отдают иностранным сетям. К повышению конечной цены на товары приводит и длинная цепочка посредников, которая никак не регулируется. Деньги под разумный процент также остаются недоступными для бизнеса. Помимо этого ощущается нехватка квалифицированных кадров.

Чтобы развивать пищевую отрасль, необходимо на качественно новый уровень поднять и агронауку. Она должна работать в тесном сотрудничестве с фермерами. Но пока каждый сам по себе.

Перерабатывающая промышленность

Среди основных причин, которые сдерживают развитие переработки сельскохозяйственной продукции в республике, — территориальная разобщенность технологически взаимосвязанных отраслей. Это не позволяет эффективно использовать огромные возможности сырьевой базы и в полном объеме удовлетворять потребности населения в основных видах продовольствия.

В своем Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев отмечал, что необходимо уходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигла 70 процентов. При этом перерабатывающие предприятия загружены всего на 40 процентов. В этой связи он поручил сформировать сеть крупных экосистем по производству и переработке мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции.

Для решения этих задач Министерство сельского хозяйства в рамках реализации национального проекта по развитию АПК на 2021-2025 годы поставило цель на 80 процен

тов насытить внутренний рынок социально значимыми продовольственными товарами отечественного производства, в том числе продуктами, которые больше всего импортируют из других стран. Это прежде всего мясо птицы, колбасные изделия, сыры, творог и сахар. К 2025 году объем экспорта переработанной продукции достигнет 2214 миллионов долларов. В список экспортных позиций вошли мука, масло подсолнечное и рапсовое, макароны, хлопок-волокно, филе рыбы.

Планируют сформировать семь экосистем вокруг крупных инвестпроектов по производству и глубокой переработке зерновых общей мощностью 300 тысяч тонн ежегодно в Северном Казахстане, баранины — мощностью 15 тысяч тонн и говядины — 20 тысяч тонн в Алматинской и Актюбинской областях, молока — мощностью 204 тысячи тонны в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях, масличных культур (700 тысяч тонн) — в Восточно-Казахстанской, СевероКазахстанской и Акмолинской областях, а также по производству сахара общей мощностью 150 тысяч тонн в год в Алматинской и Жамбылской областях.

Новая реальность

Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди недавно заявил, что санкции Запада, введенные против России из-за ситуации на Украине, оказывают влияние на экономику всех членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия).

Беспокойство вызывает большой блок проблем, связанный с торговлей и транзитом товаров. Взаимоотношения Казахстана и России в аграрном вопросе всегда были сложными. Не раз высказывали мнение, что ЕАЭС выгоден РФ, но не нам. Северный сосед яростно защищает свой внутренний рынок. Под различными предлогами Россия закрывала для нас свои границы, и мы не могли поставлять сельхозпродукцию. То вспышки ящура, то птичьего гриппа...

Ввиду удаленности Казахстана от морских торговых путей наша страна в основном пользуется всеми транзитными путями, которые пролегают через территорию РФ, Украины и других государств. Единственный прямой экспорт, который приносит налоговую доходность Казахстану, — это направление со странами Центральной Азии и Китаем. Но и он не во всем открыт.

В новых условиях, когда Россию со всех сторон обложили санкциями, для Казахстана должны открыться новые возможности. Импорт для РФ подорожает, а по некоторым категориям станет труднодоступным. До этого нашему северному соседу приходилось как-то выкручиваться, в том числе и с нашей помощью. Так, польские яблоки заходили в РФ через Казахстан. Теперь для нашей республики окно для реэкспорта откроется еще шире. Казахстанский потребитель в ближайшее время выиграет от резко подешевевшего импорта из России. Однако в перспективе, по словам экспертов, отечественные производители окажутся в сложной ситуации. Молочникам, кондитерам, мукомолам, колбасникам, транспортникам придется столкнуться с резко подешевевшей продукцией конкурентов из Российской Федерации.

Между тем Союз зернопереработчиков уже забил тревогу — там считают, что казахстанскому рынку муки грозит коллапс из-за санкций против России. Дело в том, что с осени прошлого года отечественные мукомолы перешли на переработку российского зерна, поскольку оно оказалось дешевле казахстанского. Это позволило стабилизировать казахстанский рынок муки. Но с начала российско-украинского конфликта поставки прекратились.

С середины февраля Россия установила квоты на экспорт пшеницы, введя эти ограничения в дополнение к ранее действующим экспортным пошлинам. В результате цены на пшеницу внутри РФ начали снижаться для внутренних потребителей, что стимулировало рост переработки. Российским мукомолам теперь нужно куда-то сбывать свои объемы муки, и Центральная Азия для них — самое идеальное направление. Компании страны готовы поставлять свою муку в Афганистан на станцию Серхетабад по цене на 10 долларов за тонну дешевле, чем предлагает Казахстан

Отечественные мукомолы осенью пред

лагали ввести ограничения на экспорт сырья (пшеницы) для поддержки отечественной мукомольной промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Однако в правительстве их не поддержали.

Таким образом, в Союзе зернопереработчиков констатируют, что из-за непринятых вовремя мер по сдерживанию роста цен на пшеницу в Казахстане для обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения рынков сбыта сегодня уничтожаются перерабатывающие отрасли. Не только мукомольная, но масложировая и другие.

Недавно руководители крупнейших казахстанских птицеферм приехали в НурСултан, чтобы на уровне Палаты предпринимателей обсудить проблемы, с которыми сталкивается отрасль. В первую очередь их беспокоит вопрос изменения форм субсидирования птицеводства. «Сейчас начал обсуждаться вопрос сокращения прямого субсидирования на этот год. Но для нас сейчас это просто катастрофа. При таком раскладе, если у нас убрать вообще субсидии, что будет? Во-первых, наша продукция будет дороже импортной. Это значит, что завтра мы полностью отдадим наш рынок России и Белоруссии», — негодовал учредитель ТОО «Шымкент кус» Абилкасим Досболов.

По мнению предпринимателей, ожидаемое двукратное сокращение прямых субсидий на фоне сложной геополитической обстановки лишь усугубит проблемы отрасли. Поставит под угрозу не только ее развитие, но и само существование.

На грани закрытия могут оказаться 65 птицефабрик, которые обеспечивают работой около 40 тысяч человек в сельской местности по всему Казахстану. «Мы стоим перед решением: жить нашей отрасли или умереть? Если опираться на успешный мировой опыт, в условиях кризисных ситуаций правительство выделяет дополнительные средства, чтобы помочь отрасли не пострадать от кризиса, а наоборот — получить импульс к развитию. У нас же наоборот. Нам не только вдвое сокращают субсидии на этот год. До сих пор не выплачены субсидии за последние три месяца прошлого года», — рассказала председатель совета директоров «Алель Агро» Разия Жатакпаева.

В НПП «Атамекен» согласны, что такой подход к решению финансовых вопросов недопустим. По мнению главы Нацпалаты Раимбека Баталова, резкое и неожиданное сокращение субсидий без согласования с отраслью становится серьезным препятствием для развития бизнеса. Сейчас этот вопрос обсуждается с правительством, и бизнес просит оставить субсидирование на прежнем уровне. «Минсельхоз не должен принимать такие решения, не учитывая мнение отраслевых ассоциаций. Кроме того, я считаю, никаких резких движений принимать нельзя, потому что за каждым из производств стоят многомиллиардные инвестиции. Такие решения не должны быть сюрпризом, который несет серьезную угрозу устойчивости бизнеса», — считает руководитель палаты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру