— Жанболат Жандарбекович, в двух словах — что такое Astana Invest?
— Мы являемся региональным представительством столичного акимата, которое занимается привлечением инвестиций. Вы знаете, что в республике выстроена трехэтапная система их привлечения, особенно из-за рубежа. Первый этап — это посольства Казахстана за рубежом, в каждом из которых есть советник, занимающийся непосредственно инвестиционными вопросами и работающий с теми, кто собирается инвестировать в Казахстан. Потом скомпонованные предложения приходят в центральный аппарат — это МИД РК, при котором есть комитет по инвестициям, далее — компания «Казахинвест», что распределяет предложения по регионам в зависимости от преференций инвесторов или каких-либо конкурентных преимуществ. И только потом все это доходит до региональных представительств, таких как мы, которые непосредственно «приземляют» те или иные проекты на необходимую территорию. Иными словами, находим приемлемые участки земли в данном случае в городе. Также помогаем с проведением коммуникаций и инженерных сетей, получением согласовательных документов, работая над этим в тесном взаимодействии с городским акиматом.
— Вы ориентированы лишь на зарубежных инвесторов?
— Нет. Мы приветствуем всех, в том числе и наших, отечественных инвесторов. Сегодня из 104 проектов, которые мы ведем, 80 процентов — проекты казахстанских инвесторов. Я говорю так потому, что уверен — вкладывать для казахстанского инвестора в развитие столицы — это нормальный, выгодный бизнес-выбор. Во-первых, он понимает местную конъюнктуру рынка, а значит, умело просчитывает свои риски. Во-вторых, знает, как работать с местными стейкхолдерами. То есть для него это обычная инвестиционная деятельность. Что же касается зарубежных инвесторов, особенно тех, у кого в Казахстане или в Центральной Азии инвестиций еще нет, то для них возникает большой вопрос с точки зрения возникающих рисков. Потому как они еще пока не знакомы, как правило, с местной конъюнктурой. И вот тогда такие организации, как мы, которые не имеют экономического интереса, поскольку выполняют государственные функции, вступают в игру, оказывая им необходимую помощь. В двух словах — разница между отечественным и зарубежным инвесторами состоит в понимании местного рынка.
— На ваш взгляд, какие проекты, наиболее интересные и значимые для столицы, вы бы сейчас выделили из названной вами сотни?
— Город Нур-Султан растет, и первое — особенно нуждается в социальных объектах. Второе направление — это так называемая пищевая безопасность, то есть когда рост столицы, помимо всего прочего, сопровождается возведением объектов пищевого производства вокруг города. И из этих двух направлений я бы в первую очередь выделил строительство кондитерского завода компанией, которая начинала с выпечки печенья, а сегодня имеет девять торговых точек в городе. Для нас это хорошая бизнес-история, потому что хотелось бы как можно больше видеть таких производств, которые развиваются постепенно, зарабатывают авторитет, а затем выходят и на сопредельные рынки.
Что касается зарубежных инвесторов, я бы отметил возведение в Нур-Султане «Абу-Даби Плаза», который внешне уже вполне оформлен и с нынешнего года начинается отделка его внутренних помещений. Общая сумма инвестиций этого проекта — около 590 миллиардов тенге.
Из других проектов я бы хотел назвать строительство в столице завода по полному циклу переработки и расфасовки молока, возведение хлебопекарни. В эти оба проекта инвестируют отечественные бизнес-структуры.
— Как обстоят дела с теми странами, вложение инвестиций со стороны которых в Казахстан, скажем так, несколько затруднено?
— В таких случаях мы начинаем активно работать с посольствами зарубежных государств, которые расположены в Нур-Султане. Например, с дипмиссиями Франции, Италии, Великобритании. В планах — с Посольством США. Наше представительство открыто для разного рода инвестиций.
— Что вы думаете по поводу скандальных инвестиционных проектов, которые в столице до сих пор находятся в подвешенном состоянии? Например, таких как строительство LRT или засыпка исторических озер Большого и Малого Талдыколя с возведением вокруг них жилых комплексов?
— Я должен сказать, что Astana Invest занимается несколько другими направлениями, другим кругом вопросов, касающихся инвестиционных проектов столицы, инициированных частными лицами. Те же направления, о которых вы говорите и которые можно отнести, скорее, к более глобальным, например, касающимся транспортной индустрии... Их курирует другое специализированное управление. Оно сродни нашему, поскольку также находится в составе городского акимата.
— Как происходит процесс решения задач, стоящих перед вашим управлением? Что самое трудное из того, с чем вам приходится сталкиваться?
— Про первый блок я уже сказал — это инвестиции. Ко второму относится развитие инфраструктуры туристической отрасли в столице. Причем в приоритете — решение проблемных вопросов, которые на тот или иной момент возникают у инвестора. В любом случае 104 проекта, куда входит и туристическое направление, как вы понимаете, требуют очень много времени на их проработку и сопровождение. При этом мы довольно часто встречаемся с представителями ГАСК, с сотрудниками «Астанагенплан», особенно в свете того, что поиск того или иного участка, который бы устроил все стороны, занимает порой немало времени. Тем более что у государственных структур на это отводится определенный лимит.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о будущих туристических проектах столицы.
— Львиная доля в них посвящена развитию в городе делового туризма, на котором мы бы хотели сделать упор. Такой выбор не случаен — вы знаете, что в городе была проведена, во-первых, Международная выставка ЭКСПО-2017, которая дала три прекрасных выставочных центра общей площадью 50 тысяч квадратных метров. Рынок расширяется, становится глобальным в этом отношении, и столица заинтересована в привлечении и участии в других подобных мероприятиях на своей территории. Особенно это касается игроков из стран ближнего зарубежья, России в том числе. Во-вторых, периодически мы подаем заявки на то, чтобы выиграть проведение определенных мероприятий, важных для города, которые бы, помимо своей основной цели, помогли привлечь в столицу туристов. Могу сказать, что сегодня мы выиграли проведение в 2023 году в столице международного форума, на котором будут рассмотрены вопросы образования, касающиеся высших учебных заведений. Из ближайших планов — совместное проведение с такой организацией, как «Казахтуризм», глобального мероприятия, которое привлечет из стран ЕАЭС более 250 крупных бизнесменов. Мы надеемся, что будем и в дальнейшем ежегодно выигрывать по паре-тройке подобных заявок, которые станут своеобразным вкладом нашей организации в деловую повестку городского туризма.
— Однако туризм в столице, как, впрочем, и в остальных регионах, серьезно пострадал от пандемии. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Согласен. Особенно это коснулось отельного бизнеса — в столице 225 отелей, причем есть представительства практически всех мировых брендов этого сектора. И проблема в том, что если эти отели не начнут заполняться в том объеме, как это было предусмотрено на момент их возведения в городе, то в скором времени может начаться их отток, то есть попросту уход мировых отельных брендов с туристического рынка Нур-Султана. Что, разумеется, негативно скажется на нашем потенциале и в деловом туризме, так как бизнес-турист привык останавливаться в тех отелях или гостиничных брендах, которые он хорошо знает. И без того, например, в 2019 году в столицу приехали 1,4 миллиона туристов, однако в 2020-2021 годах посещение сократилось в два-три раза. Основные причины, думаю, все знают, тем не менее туризм и пассажирские авиаперевозки пострадали больше всех, в том числе в столице Казахстана. Надеюсь только, что постепенно все восстановится. И авиапутешествия через Нур-Султан, перелеты через который раньше приближались почти к сотне направлений. Работаем мы и над расширением посещений туристами объектов, которые бы концентрировались не только в Нур-Султане. Чтобы у путешественников, в том числе у бизнес-туристов, была возможность посетить Акмолинскую область, то же Боровое, например. Не забываем мы и о дальнейшем развитии и продвижении проекта городского красного экскурсионного автобуса. Надеюсь, в ближайшую пару лет этот проект получит свое дальнейшее развитие и достигнет допандемийного уровня...