Безработица в Казахстане: люди есть работать некому

Образование и рынок труда неразрывно связаны. Сегодня в Казахстане есть спрос, но нет достойного предложения, особенно это касается рабочих специальностей.Уровень безработицы в стране в 2021 году составил 4,9 процента. Это значит, что нет работы у более чем 450 тысяч казахстанцев. Однако, как уверены экономические эксперты, реальные цифры намного больше.

Безработица в Казахстане: люди есть работать некому

Иначе как можно объяснить, что во многих развитых странах ситуация на рынке труда резко изменилась из-за эпидемии и показатель безработицы составил не менее 10 процентов? А изменения в Казахстане — всего 0,2 процента?

Международная организация труда ООН предсказывает ухудшение ситуации на мировом рынке труда. В 2022 году ожидается рост числа безработных до 205 миллионов человек.

Сегодня более половины республиканского бюджета направляется на социальную сферу и улучшение жизни населения. Но всего 14 процентов антикризисных проектов направлены на создание долгосрочных экономических активов и объектов. Ответственные ведомства при борьбе с безработицей чаще выбирают методы с краткосрочным эффектом. Депутаты считают, что в дополнение к действующей программе занятости «Енбек» необходимо провести работу по жесткому надзору за правильным расходованием средств в размере один триллион тенге, выделенных на программу «Дорожная карта занятости», включающую меры по созданию рабочих мест за счет строительства и развития объектов инфраструктуры. Эти две программы должны обеспечивать постоянную занятость населения, а не временную.

NEET: кто и почему?

Уровень безработицы среди молодежи от 15 до 28 лет в третьем квартале 2021 года составил 3,7 процента по сравнению с 3,9 процента годом ранее. Особенно актуальна эта проблема в таких регионах, как Алматы, Нур-Султан и Карагандинская область.

Высокая доля молодежи категории NEET (Not in Education, Employment, or Training — не учатся, не работают, не проходят переподготовку) вызывала тревогу в Казахстане и до пандемии COVID-19. Еще в 2019 году Президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу принять эффективные меры по сокращению молодежи категории NEET минимум на один процент в год и достичь показателя шесть процентов в 2021 году. Однако пандемия и глобальный спад экономики оказали значительное негативное влияние на рынок труда и перспективы молодежи. Мировая организация труда (МОТ) прогнозирует рост доли молодежи категории NEET во всем мире, но в первую очередь в развивающихся странах. В Казахстане самые высокие показатели доли NEET в структуре молодежи наблюдаются в южных регионах страны.

После январских событий Правительство приняло План оперативных действий по стабилизации социально-экономической ситуации в стране, в котором, в частности, указана такая цель как снижение уровня молодежной безработицы. Будут увеличены сроки прохождения и размеры заработных плат в рамках проектов «Молодежная практика» и «Первое рабочее место». Также будут созданы условия для реализации деловых инициатив молодежи. Правительству поручено проработать возможность увеличения гранта на предпринимательские цели в два раза, до 400 МРП. Эти меры позволят обеспечить плавный переход молодежи от учебы к работе.

Важно развивать и мотивацию работодателей, которые нанимают на работу молодежь из числа NEET, в частности, снижать социальные отчисления для новых сотрудников либо субсидировать те компании, которые нанимают длительно безработную, малоквалифицированную молодежь.

Всеобщий ликбез

Но корень проблемы того, что молодые люди не могут найти достойную работу, кроется в некачественном образовании. Грамотность в стране падает, и это подтверждают различные международным исследования. В частности, одно из авторитетных, PISA-тест, оценивающий грамотность школьников в разных государствах мира и умение применять знания на практике. Он проводится раз в три года. Причем результаты каждого последующего исследования не становились лучше. Так, если по естествознанию в 2009 году было 400 баллов, то через девять лет, в 2018-м — 397, по читательской грамотности в 2009 году — 390 баллов, в 2018-м — 387. Выше оказались достижения только по математике: в 2009 году — 405 баллов, в 2018-м — 423. Хотя, казалось бы, после многочисленных реформ и затраченных средств результаты должны быть лучше. Но по итогам PISA-2018 Казахстан оказался на 69-м месте из 77. И итоги исследования 2012-го и 2018 годов почти не различаются, то есть роста качества знаний за указанный период не произошло. И это при том, что уже более десяти лет учащиеся занимаются по новым учебникам и программам, а учителя прошли курсы повышения квалификации по так называемым новым подходам в образовании.

При этом взрослое население продемонстрировало лучшие знания. Это доказывает международный мониторинг PIAAC (Международная программа по оценке компетенций взрослого населения), изучавший навыки казахстанцев от 16 до 65 лет по уровню читательской и математической грамотности, а также решению задач в высокотехнологичной среде. В этом исследовании казахстанцы в возрасте от 55 до 65 лет показали результаты лучше, чем группы от 16 до 24 лет. То есть старшее поколение гораздо качественнее подготовлено, чем молодежь, и сохранило полученные навыки на долгие годы.

Таким образом, вместо развития человеческого капитала Казахстан откатывается в ряды отстающих развивающихся стран. В Глобальном индексе инноваций республика в 2019 году заняла 79-е место, потеряв пять позиций по сравнению с 2018 годом. А в прошлом году страна заняла 62-е место из 93 (уступив России и Киргизии) в рейтинге стран по качеству системы образования журнала Ceoworld.

Работа над ошибками

В очередной раз Правительство говорит о том, что главная задача — обеспечить повсеместный доступ населения к качественному образованию на всех его уровнях. Тем более что по инициативе главы государства 2022 год объявлен Годом детей. Как обещают чиновники, он будет наполнен «серьезными, развивающими и образовательными мероприятиями».

Новые подходы начнут применять уже с детского сада. Сегодня охват детей в возрасте от трех до шести лет дошкольным образованием достиг 99 процентов. Теперь от количества намерены перейти к качеству — улучшению содержания и методик обучения программ детских садов. Принятую модель дошкольного воспитания и обучения реализуют уже в этом году. Теперь педагог будет осуществлять обучение и воспитание по специальной методике: с момента прибытия ребенка в детский сад, используя игры и инструменты коммуникаций по физиологическим и психологическим потребностям детей определенного возраста.

В среднем образовании основной упор сделают на выравнивание качества обучения между городом и селом, развитие функциональной грамотности школьников, всестороннее воспитание личности. В этом году будут модернизированы 1003 сельские школы. В 560 учебных заведениях проведут капитальный и комплексный текущий ремонт. В целях решения проблем аварийных, трехсменных школ и дефицита ученических мест планируется открытие 200 новых школ. Для привлечения педагогов в регионы с дефицитом кадров в рамках Специальной программы социальной поддержки предусмотрят меры по доплатам, обеспечению жильем, компенсации коммунальных услуг. Также будет проведена работа по увеличению количества внешкольных организаций в шаговой доступности, бесплатных школьных кружков, спортивных секций, дворовых клубов.

Время «серых воротничков»

В Казахстане наблюдается разбалансированность рынка труда. И причиной тому отчасти послужила малопрогнозируемая и слабоуправляемая система подготовки кадров. То есть увеличивалось количество специалистов одних профессий в ущерб другим. Есть и географический дисбаланс. Сегодня основная рабочая сила проживает в южных регионах, а потенциальные предприятия — доноры рабочих мест — сосредоточены на севере и западе страны. Программы управляемой трудовой миграции, к сожалению, не дали желаемого эффекта.

Система профтехобразования будет и дальше реформирована. В корне поменяются ее качество, подходы и материально-техническое обеспечение. Будет налажено шефство предприятий над колледжами. Они должны быть привлекательными не только для молодежи, но и для работодателей, инвесторов. Там должны быть не только традиционные, но и краткосрочные программы обучения.

Сегодня остро ощущается нехватка специалистов рабочих профессий. Теперь при формировании госзаказа будет учитываться спрос исходя из потребности в определенных рабочих профессиях в разных регионах. В текущем году количество грантов увеличится на 10 процентов. Кроме того, для расширения приоритетности и доступности технических направлений будет увеличена их доля на технические специальности с 40 до 60 процентов. Также сельская квота в этом году будет увеличена до 35 процентов. Для расширения доступа молодежи к высшему образованию увеличат объем госзаказа, в том числе для студентов западных регионов (Мангистауская, Атырауская области) дополнительно планируется выделить 10 тысяч грантов по техническим специальностям. Для ускоренной подготовки кадров для экономики в 2022 году в пилотном режиме начнется внедрение прикладного бакалавриата с 2,5-3 годами обучения. Впрочем, последняя инновация вызывает много вопросов.

По поручению Президента в Казахстане будут открыты филиалы зарубежных вузов. Как сообщил Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, сейчас в стране уже начал функционировать филиал британского Университета «Де Монтфорт Лестер». Также проводится работа по передаче Северо-Казахстанского государственного университета в доверительное управление университету Аризоны. Начались переговоры по открытию филиалов лучших вузов России по техническим направлениям, а также еще одного филиала британского университета.

Проблемы глубинки

Сегодня в сельской местности проживает 41 процент населения Казахстана. По данным официальной статистики, безработных там всего лишь 181 тысяча человек, или 4,7 процента. Но на самом деле безработица здесь стала самым главным бичом. Депутаты провели социологический опрос среди сельских жителей практически во всех районах республики. Абсолютное большинство сельчан в качестве главной проблемы назвали отсутствие работы. По результатам этого опроса реальные доходы сельских жителей составили 35 тысяч тенге в месяц.

Другая проблема — катастрофический дефицит кадров в сельском хозяйстве. Как отмечают парламентарии, программа «С дипломом в село!» должным образом не работает и предусмотренные в ней меры господдержки требуют пересмотра. Высшее образование недоступно для сельской молодежи. В этой связи предлагалось изменить механизм представления государственных образовательных грантов и стипендий, выделять их не только на основании результатов ЕНТ, но и в качестве социальной поддержки. Также предлагалось увеличить сельскую квоту для поступающих на аграрные специальности с 30 хотя бы до 50 процентов. Однако в Министерстве образования и науки отметили, что за последние три года количество неосвоенных образовательных грантов на аграрные специальности составило 3778 единиц, поэтому нет смысла увеличивать сельскую квоту. Но, по словам тех же депутатов, анализ показал, что это не соответствует действительности.

В качестве еще одной инициативы предлагалось обязать крупные сельскохозяйственные компании вносить свою лепту в развитие сел. Сейчас, по словам сельчан, крупные землепользователи «приходят только посеяться и убрать урожай, не заезжая при этом в село». Это неправильно. Они должны вносить свою лепту в строительство и ремонт сельской инфраструктуры, создавать обслуживающие предприятия (якорные производства) для развития кооперации на селе.

По словам экспертов, к 2025 году без кардинально новых инвестиционных проектов станут ощутим дисбаланс рабочей силы и ее переток из одних регионов в другие. Кроме того, возникнет необходимость в трудоустройстве большого числа молодых рабочих кадров, а бум их прихода на рынок труда как раз произойдет в ближайшие три-четыре года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру