В ряде регионов Казахстана не хватает бытового угля

Проблему с дефицитом бытового угля обсуждают на государственном уровне. На днях депутаты Мажилиса в своем запросе заявили, что этот вид ископаемого топлива должен продаваться по обоснованной цене, и попросили Правительство разобраться в сложившейся ситуации.

Сегодня в ряде регионов не хватает угля для бытовых нужд. Цены в разы подскочили, и начался ажиотаж. Средняя цена на топливо таких угледобывающих компаний, как “Шубарколь Комир”, “Каражыра”, “Майкубен-Вест”, “Богатырь Комир”, составляет 5,6 тысячи тенге ($13) за тонну. При этом в пунктах реализации в Алматинской, Акмолинской, Кызылординской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях уголь продается по 25-30 тысяч тенге ($69) за тонну. Таким образом, для конечного потребителя цена от первоначальной увеличивается в 5-6 раз. И это в стране, входящей в первую десятку крупнейших угледобывающих стран мира.

В озвученном депутатском запросе на имя заместителя Премьер-Министра страны Романа Скляра парламентарии отмечают, что объективных предпосылок для нехватки угля нет и создается нездоровый ажиотаж. Виной тому множество посредников. В цепочке продажи угля населению задействовано около 10 звеньев, в том числе: добычной разрез, отгрузочные пункты по железной дороге, перевозка по железной дороге, приемные терминалы на железнодорожных тупиках, распределительные пункты, откуда полезное ископаемое доставляют до потребителей. На каждом из этих этапов стараются получить свою маржу и увеличивают цену. “Есть основания полагать, что действующие правила биржевой торговли позволяют предприятиям-посредникам скупать крупные объемы угля и тут же, на самом разрезе, продавать его по цене в два раза дороже”, - отмечает депутат Ерлан Саиров.

Ажиотажный спрос связан также с отсутствием достаточного объема угля в точках его реализации, который в свою очередь сложился ввиду острой нехватки железнодорожных вагонов для его доставки. Уголь от разреза до районов доставляется не за шесть, а за 16 дней.

Учитывая острую социальную значимость поставок бытового угля населению, депутаты считают необходимым в срочном порядке обеспечить формирование его запасов для жителей сельских населенных пунктов. Также выделить необходимое количество вагонов для перевозки в пункты реализации. Они просят Правительство обеспечить прозрачность формирования цен и максимальную конкуренцию среди оптовых покупателей. А также провести работу на предмет исключения антиконкурентных соглашений между участниками рынка, влияния посреднических звеньев на формирование конечных цен.

В свою очередь в Правительстве считают, что виноваты перекупщики. Именно они завышают цены на популярное среди казахстанцев топливо до 30 тысяч тенге (до $69). При этом средняя стоимость угля на железнодорожных тупиках в Нур-Султане составляет 13 тысяч тенге ($30) за тонну.

Крупные угледобывающие компании ранее подписали с Министерством индустрии и инфраструктурного развития меморандум, согласно которому не должны повышать цены при оптовых поставках в регионы. Кроме того, при реализации полезного ископаемого на товарной бирже устанавливается ценовой коридор, в котором цена заявки на продажу не может быть ниже 98% и выше 102% от базовой цены.

Всего угледобывающие компании Казахстана за 10 месяцев добыли 89,3 млн тонн угля, что чуть больше показателей прошлого года. Республика экспортирует всего 27% этого полезного ископаемого. При этом в другие страны реализуется уголь двух видов - с высокой спекаемостью для металлургической обработки и с высокой зольностью (выше 38%) для энергопредприятий. Остальной объем остается на внутреннем рынке. Населению реализуется уголь с низкой зольностью, с высокими и средними размерами фракций. Это “Каражыра”, “Богатырь” и “Шубаркуль”.

Из-за резкого похолодания в сентябре в центральных и северных регионах спрос на твердое топливо резко возрос. Было принято решение об увеличении его отгрузки в регионы. Уже отгружено по заявкам областей 94% угля. Таким образом, никакого дефицита нет, а поставки производят по графику, заверяют в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития. “Сегодня у нас перевыполнение плана по сравнению с октябрем прошлого года, то есть у нас стабильная отгрузка, мы идем с перевыполнением по карьерам”, - отмечал на этой неделе в кулуарах Правительства глава ведомства Бейбут Атамкулов. По его данным, ситуация с черным топливом в регионах стабильная. “Дефицит искусственный”, - считает Министр. Также он предположил, что ажиотаж мог возникнуть из-за предпочтений казахстанцев. Так, самый высокий спрос на шубаркульский уголь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру