Казахстан находится на пороге энергетического кризиса

Страна вынуждена многократно увеличить закуп электроэнергии. Потребление выросло настолько, что поставщики требовали перезаключения контрактов. И эти договоренности были достигнуты. Логично ожидать в скором времени эхо сделок - повышения стоимости электроэнергии.

Между тем новостные ленты пестрят сообщениями о все растущих поставках ультраэнергоемких майнинговых дата-центров на территорию республики. Ведь у нас сохраняются одни из самых выгодных цен на электричество в мире - это следствие социально ориентированной политики государства. Но причем здесь интересы частного бизнеса, почему государство и граждане должны оплачивать чьи-то сверхприбыли?

Удивительно - ни один из представителей народа, ни один из государственных деятелей публично не обозначил жесточайший дефицит электроэнергии в Казахстане как настоящую проблему, которая тянет неизбежное повышение тарифов на электроэнергию. По данным российских СМИ, дефицит электроэнергии в Казахстане в эту зиму может достигнуть рекордных показателей - около одного ГВт в пиковые часы. При этом официально указано, что за 10 месяцев 2021 года потребление в Казахстане уже увеличилось на восемь процентов.

И это происходит - будем называть вещи своими именами - из-за майнеров. “В часы пик у нас идет переток (электроэнергии) из России в Казахстан, поскольку увеличенное потребление со стороны майнеров влияет на наши резервы, которые необходимы для аварийных работ или другого выбытия энергии”, - отмечал на затерявшемся в информационном пространстве брифинге Мурат Журебеков, первый вице-министр энергетики Казахстана. Тем самым он указал на ведущиеся переговоры с “Интер РАО” об увеличении поставок электроэнергии в Казахстан. Напомним, что поставщики из России обозначили необходимость пересмотра существующих договоров на поставку электричества. Их позиция звучала примерно так - ввиду увеличения потребления сверх оговоренных ранее объемов приходится задействовать вырабатывающие мощности не в самых эффективных режимах, что является не самым выгодным для поставщика и всей энергосистемы. Эксперты уточняют, для параллельного функционирования энергосистем наших государств предусмотрен объем перетока электроэнергии на уровне 150 МВт, однако внеплановые перетоки в последнее время достигают 1-1,5 ГВт.

Итак, договоренность достигнута. О цене пока не ясно, ведь, как отмечают официальные источники, ее определят коммерческие компании позже. Но уже сейчас понятно, что любое увеличение потребления электроэнергии, тем более на таком уровне, да еще и с перспективой роста, скажется на тарифах для обычных граждан. Ведь государство не может и не должно компенсировать за счет бюджета, условно, увеличение цены приобретаемого электричества. Не говоря уже о том, что повышенное потребление в ближайшей перспективе потребует существенных вливаний на модернизацию оборудования, за которое придется платить опять же конечному потребителю. Тем самым каждый из нас заплатит за возможность майнеров работать на территории Казахстана. Поэтому независимые эксперты уверены - ничтожный налог в один тенге с киловатта (который еще надо умудриться доказать и собрать) не покроет всех издержек, связанных с увеличенным потреблением. Да, Сенат принял соответствующий закон, согласно которому майнеры должны сообщать о своей деятельности. Но, учитывая специфику работы того же “серого” майнинга, уверены, что воровать, подворовывать все равно будут. Ведь майнинг, повторим, это известно каждому “создателю криптовалют” особенно выгоден, когда за электричество платит кто-то другой.

Возможно, что государство по-прежнему продолжит идти по пути социальной ориентированности и постарается удержать тарифы на существующем уровне. Но тогда этим продолжат пользоваться майнеры. Проблема в том, что пока у нас нет дифференциации на тех, кто использует электричество ввиду жизненной необходимости, и на тех, кто превращает его в деньги в угоду собственным бизнес-интересам. Исключительно личным - майнинг только потребляет, и до сих пор нет четкого понимания, как конкретно он может быть полезен Казахстану в будущем. Ведь материальной выгоды государству он не приносит, не развивает производственный кластер, не создает рабочие места. Некоторые эксперты проводят аналогии с игорным бизнесом. Кстати, именно из-за бесполезности, а также из-за высокого спекуляционного риска майнеров выгнали из Китая.

Еще одна тревожная новость. После того, как Китай закрыл весь майнинг у себя на территории, крупнейшие майнинг-фирмы рванули по четырем основным направлениям - США, Канада, Россия и Казахстан. И вот мы ждем приход еще двух очень серьезных игроков - компанию Bitfufu и BIT Mining. И если раньше сообщалось о поставке сотен устройств для добычи криптовалюты, то теперь говорят о десятках тысяч. Так, Bitfufu собирается привезти свыше 80 тысяч единиц специализированной техники.

Между тем у властей, оказывается, к “белым” майнерам вопросов нет. Во всем винят именно “серых”. Мол, после запрета майнинга в Китае они наводнили Казахстан и грузят сети, которые на это не рассчитаны. То есть, по мнению некоторых чиновников, “белые” не имеют отношения к сложившемуся дефициту, который может превышать показатели объема перетока почти в 10 раз... И к тому, что нам впоследствии выставят новый, “улучшенный”, счет за электроэнергию, который, как мы понимаем, разделят на всех.

Ситуации с колоссальным дефицитом электроэнергии, который является прямой угрозой энергетической безопасности государства, на наш взгляд, не уделяется должного внимания. Складывается впечатление, что компетентные органы не в полной мере осведомлены о масштабах сложившейся проблемы и грядущих сложностях. Поэтому мы призываем обратить на угрозу дефицита электричества, а следовательно, на неизбежное повышение тарифов пристальное внимание компетентных лиц и принять экстренные меры.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру