Эко-товары - грабеж среди бела дня

В последние годы мир завоевала мода на экологичность. За несколько десятилетий во всех развитых странах появились сертификаты, подтверждающие соответствие товаров жестким критериям, установленным мировым сообществом. К таким критериям относятся отсутствие синтетических удобрений и ГМО, запрет на использование гормонов и антибиотиков. В Казахстане для покупателей все не так просто — у нас до сих пор нет обязательной сертификации продукции.

Эко-товары - грабеж среди бела дня

По мнению экспертов, подавляющая часть товаров, презентуемых как «эко», даже близко таковой не является. Подобный обман потребителя уже давно распространен в мире и получил название «гринвошинг», или иначе «зеленый камуфляж». Сведения о таких товарах могут быть полной или частичной ложью и не отличаться от прочих ничем, кроме высокой цены и дизайна упаковки. Что скрывается за различного рода маркировками и так ли экологичны экотовары на самом деле?

Какая разница?

Для начала определимся с терминологией. Органическая продукция — это товары сельского хозяйства, произведенные по определенным правилам и специальным экологическим стандартам.

Огромный выбор надписей, кричащих о натуральности, больше путает, чем помогает при покупке. Важно понимать, что все они говорят о разных свойствах и не все одинаково полезны.

Скажем, маркировку «эко» можно увидеть на упаковках товаров разных категорий: продуктах питания, косметике, бумаге, бытовой химии и любой другой вещи без ограничений. «Эко» применяется даже к услугам. Смысл маркировки в том, что при производстве товара или оказании услуги снижен риск ущерба для природы, состав продукта не вредит окружающей среде.

«Био» в основном применяют к растительным товарам и продуктам животноводства. Означает такой знак то, что выращивали этих животных и растения в экологически чистой среде. При производстве биокосметики не предполагается загрязнения почвы или выбросов в атмосферу.

«Органик» ставят на товарах, содержащих высокий процент натуральных компонентов. К тому же этот знак гарантирует безопасность для здоровья и то, что ингредиенты выращивают органическим образом в соответствующих условиях: при отсутствии синтетических пестицидов, минеральных удобрений, генетически модифицированных растений они не содержат химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей, нитратов, регуляторов роста, гормонов, ГМО.

«Веган» — нерегулируемое обозначение того, что продукт не содержит компонентов животного происхождения. К ним относятся все продукты жизнедеятельности живых существ: мясо, яйца, пчелиный воск, мед, коллаген. При этом маркировка не означает, что товар не тестировали на животных. Для этого используют другое обозначение.

Cruelty-Free — самый гуманный знак по отношению к животным, означающий, что продукцию не тестировали на животных. Но и здесь могут быть подводные камни. Возможно, конечный продукт и не тестировали, однако могли тестировать компоненты. Или проведением тестов занималась другая компания.

«Биоразлагаемый пластик» — к сожалению, эта надпись не гарантирует спасения планеты от пластиковых отходов. Такая упаковка просто быстрее распадается на фрагменты, которые могут пройти по всей пищевой цепочке, попадая в нашу еду. К тому же микропластику требуется намного больше времени для естественного биоразложения.

Каким маркировкам доверять?

Нужно учесть, что, выпуская органическую продукцию под товарными знаками «био/ вio», «эко/еco» или «органик/оrganic», производитель должен соблюдать указанные в законодательстве Казахстана стандарты качества, иначе, согласно КоАП, последуют штрафные санкции в размере от 30 до 400 МРП (от 83 340 до 1 111 200 тенге). В случае если компания ставит на свою продукцию маркировку «эко», она обязана иметь соответствующий сертификат и предоставлять его проверяющему органу по запросу. Если такого сертификата нет, но маркировка есть, то последует штраф в размере от 90 до 200 МРП (от 250 020 до 555 600 тенге). Однако крупная штрафная сумма не всегда способна заставить производителей отказаться от экообмана.

Поэтому важно обращать внимание не на надписи есо и natural, а на маркировки, подтвержденные сертификатами. Облегчить задачу потребителю могут специальные приложения. К примеру, приложение EcolabelGuide позволяет проверить маркировку на реальность и соответствие международным стандартам.

Если у товара нет подтвержденной маркировки, выбирайте малопопулярные бренды, ориентируясь на местных производителей, которые выпускают товар небольшими партиями. Так гораздо больше шансов, что при производстве продукта использовали натуральные ингредиенты.

Однако, если надпись на упаковке все-таки не внушает доверия, нелишним будет обратиться к компании-производителю с запросом гарантий и документов, подтверждающих этот факт.

Сложить верное впечатление о продукте помогут и небольшие нюансы, которые рядовой потребитель редко замечает. Изучая состав, важно обратить внимание на пищевые добавки с индексом Е. Многие из них противоречат пониманию экологичности. То же можно сказать и о высоком содержании сахара. Если на упаковке написано «эко», но при этом высокое содержание сахара, маркировка не оправдана.

Помимо этого определить, органический продукт или нет, поможет срок годности. Натуральные продукты не могут долго храниться.

Чтобы наверняка приобрести органические продукты, отдавайте предпочтение специализированным магазинам — шанс найти в них сертифицированный товар гораздо выше.

В большинстве случаев цена на органические товары выше. Это объясняется дорогостоящей технологией производства и тем, что большой процент экопродукции экспортирован из других стран.

Экоприкрытие

Несмотря на то что еще в 2015 году приняли Закон «О производстве органической продукции», ситуация в Казахстане с присвоением тем или иным товарам знака «эко» или «органик» неоднозначная. Дело в том, что ни власти, ни производители, ни уж тем более покупатели до сих пор не могут определиться с точными понятиями этой маркировки, их различиями, и поэтому до сих пор нет ясности в вопросе, какая продукция заслуживает право носить знак органической и экологически чистой.

Обычно бренды ссылаются на никем не одобренные сертификаты, разработанные под собственные нормативы и стандарты, или размещают на упаковках экомаркировки, и вовсе не подкрепленные документально.

В описании товара или услуги, как правило, используют утверждения, которые невозможно проверить, а также злоупотребляют слишком абстрактными утверждениями, например «100-процентно натуральный», или описанием того, насколько продукт «отборный». Как правило, после прочтения такого «произведения» не все покупатели доходят до описания состава. Но даже в том же составе нередко задействованы фразы, что товар не содержит вредных веществ, которые и так по умолчанию запрещены.

Обычно такие компании активно выступают за очищение планеты от мусора, организуют пункты приема, но чаще всего они попросту не имеют необходимых технологий переработки. Все собранные вещи отвозят на свалку. Поэтому, когда мы совершаем покупку товаров отечественного производства, никто нам также не гарантирует экологического качества продукта.

Когда игра не стоит свеч

По данным за прошлый год в Казахстане зарегистрировано только около 60-70 компаний, продукция которых соответствует стандартам organic food. Все остальные пока только прикрываются «зеленым статусом». Это при том, что стандарты производства органической продукции разработаны еще в 2018 году.

Компании и фермерские хозяйства могут получить сертификат соответствия, соблюдая при производстве все стандарты качества органической продукции, прописанные в Законе РК «О производстве органической продукции». Их выдает Национальный центр экспертизы и сертификации (НЦЭС).

Процесс сертификации органической продукции занимает длительное время (от двух до трех лет) и проходит в несколько этапов. Также в Казахстане есть уполномоченные компании (около 10), которые проводят сертификацию экологически чистой продукции для экспорта за рубеж. По мнению некоторых экспертов, казахстанское законодательство имеет настолько высокие стандарты для сертификации, что целесообразно было бы даже предложить послабления в этой сфере. Особенно учитывая тот факт, что наши производители пока не имеют большого опыта в создании «органики».

Однако прохождение сертификации — дело необязательное, каждый предприниматель сам решает, нужно ли ему переходить на органическое производство. Но почему-то одни фермеры, которые хотят выпускать «органику», ждут сертификат годами, а другие и вовсе не хотят его получать.

Как признают противники сертификации, они не видят в этом смысла, так как в стране отсутствует уполномоченный орган, который выдает сертификаты, признанные за рубежом. Помимо этого они не видят смысла в прохождении сертификации по той причине, что спрос на их продукцию и без того высокий. Некоторые такие товары, например картофель, по заявлению одного предпринимателя, проходят через сеть гипермаркетов Small в Алматы, Нур-Султане, Караганде, Павлодаре, Степногорске, Кокшетау и Костанае. Таким образом, покупатель якобы может опираться на собственные ощущения при определении качества, а не на зеленую наклейку.

Еще одна причина, по которой казахстанские предприниматели не стремятся сертифицировать производство, кроется в том, что весь этот процесс — удовольствие недешевое и может обойтись в 10-40 тысяч долларов. Поэтому некоторые фермерские хозяйства просто не видят смысла проходить сертификацию, так как считают, что это затратно.

При этом нужно понимать, что даже экологически чистые и органические товары не так популярны в Казахстане, как во всем мире. К примеру, по данным Казахской академии питания, в стране сформировалась норма потребления на одного жителя органически натуральных продуктов: картофель — 100 килограммов в год, овощей — 120, бахчевых культур — 26. В других странах это количество органических продуктов в несколько раз больше.

Однако в Казахстане, как заверяют ученые, есть база по развитию не только экологически чистых товаров потребления, но и органической продукции: мяса, овощей, бахчевых, фруктов. Но пока органическое производство не носит массового характера, а проявляется скорее точечно, в малом и среднем бизнесе.

Использование натуральных, незагрязненных природных ресурсов и инновационных технологий производства поможет масштабному развитию отрасли, расширению производства, росту доходов от подобного бизнеса как самих предприятий, так и государства. Исследования ученых из ООН показывают, что при переходе на производство органической продукции продуктивность малого и среднего бизнеса повышается на 116 процентов, а доход увеличивается в 2-3 раза.

Несомненно, это касается органического производства и в Казахстане. Но, чтобы процесс перехода предприятий на органическое и экологически чистое производство был максимально комфортным и эффективным как экономически, так и социально, государственный сектор должен всячески помогать бизнесу в вопросах налаживания всех производственных и сертификационных процессов. Только в этом случае органическое производство в РК достигнет видных масштабов, и натуральных продуктов с настоящими маркировками, подтверждающими реальную экологичность, на прилавках магазинов станет больше.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру