Каждая эпидемия ускоряет роботизацию и усиливает безработицу

Исследователи Международного валютного фонда в недавней статье сообщили, что прошлые эпидемии, включая атипичную пневмонию в 2003 году и лихорадку Эбола в 2014-м, не только ускорили внедрение роботов, но и увеличили неравенство в мире за счет вытеснения низкоквалифицированной рабочей силы. Эксперты предполагают, что нынешняя пандемия несет аналогичные риски.

Каждая эпидемия ускоряет роботизацию и усиливает безработицу

Начало конца?

Как признают исследователи, в мире грядет новая промышленная революция. Если заглянуть в историю, то в XVIII-XIX веках она уничтожила одни рабочие места и создала другие. Не исключено, что в ближайшем будущем это может произойти еще раз.

Как мы знаем из учебников, первая, на рубеже XVIII-XIX веков, была связана с усовершенствованием парового двигателя, созданием железной дороги и преобразованием ткацких станков. Вторая, век спустя, началась с изобретением и внедрением электричества. Третья, во второй половине ХХ века, произошла благодаря появлению компьютера. И наконец, четвертая — искусственный интеллект и роботизация.

Первые три революции действительно лишали людей работы. Об этом свидетельствует хотя бы движение луддитов в Англии в первой четверти XIX века. Недовольные рабочие громили машины, вытеснявшие их с производства. Их возмущение оказало лишь временный эффект. Как мы знаем, машины вытеснили ручной труд ткачей. Однако в макроэкономическом смысле безработица благодаря прогрессу сокращалась. Во-первых, появлялись новые профессии.

Получив большую прибыль с «машин», предприниматели инвестировали ее в другие производства или потребление. К примеру, чтобы развивать ту или иную деятельность, необходимо было строить новые здания. К строительству впоследствии и привлекали рабочую силу. Волей-неволей люди осваивали новые навыки. За счет этого предприятия расширялись и увеличивалась численность занятых. От ремесленного производство перешло к промышленному.

Во-вторых, менялась не только занятость населения, но и ценовая политика. За счет внедрения новых технологий некоторые товары становились дешевле. Люди, которые покупали костюмы, ранее сшитые вручную, теперь покупали их вдвое дешевле, так как машины облегчили тяжкий труд портных. Так или иначе, благодаря исчезновению старых отраслей все время появлялись новые, куда со временем и переходил весь поток безработных.

Рассуждения о том, что все это может повториться, не беспочвенны. Прошлой осенью в ходе Всемирного экономического форума объявили, что 50 процентов работодателей планируют активизировать процессы автоматизации на своих предприятиях. Эта тенденция затрагивает почти все секторы, включая производство, логистику, транспорт, розничную торговлю, рестораны и многие виды частных и государственных услуг.

Как у них и как у нас?

Чтобы осознать, что роботизация во всем мире идет полным ходом, едва ли необходимо упоминать обо всех чудесах научного прогресса. Достаточно сказать лишь о некоторых.

Скажем, за рубежом уже активно используют таких виртуальных помощников, как Siri или Alexa. Если точнее — в отелях, заменяя консьержей или помощников на стойке регистрации.

Европейские аэропорты задействуют мобильных роботов для распыления дезинфицирующих химикатов на своих объектах. Ранее эту работу приходилось выполнять людям, облаченным в полностью закрытые костюмы.

В некоторых городах России «Яндекс» запустил автономных роботов на колесах для доставки заказов от заведений до двери.

По сути, в будущем такие роботы могли бы полностью заменить людей в этой сфере. В Таллинне уже действуют подобные технологии. Другой вопрос — насколько быстро осуществляется доставка. К примеру, человек, чтобы сэкономить время, может воспользоваться любым видом привычного нам транспорта. Роботы-курьеры же передвигаются со скоростью пешехода и пока не имеют водительских прав.

Если говорить о России, вот еще пример: в воронежском детском саду уже работает робот-воспитатель из Сколково. И хотя объем его работы небольшой — пока он просто общается с детьми и помогает воспитателям в преподавании основ робототехники, все же он трудоустроен.

В некоторых ресторанах Китая уже функционируют роботы-официанты. Они умеют принимать заказы, подносить еду и выписывать счет.

Точно также во многих супермаркетах успешно задействованы стойки самообслуживания, которые заменяют кассиров. С помощью этих стоек можно взвесить продукцию, оплатить покупки наличными и банковскими картами. Также в сети супермаркетов Wallmart в Германии используют роботов, сканирующих полки для проверки — находится ли товар в правильном месте, сколько его в наличии и правильно ли выставлены цены.

В казахстанской промышленности в основном используют роботов-манипуляторов. К примеру, на предприятии «СарыаркаАвтоПром» они выполняют сварочные и покрасочные работы.

На сайте Министерства труда работает виртуальный консультант Ai.Dana. Сервис в режиме 24/7 отвечает на вопросы о госуслугах и делится информацией о социально-трудовой сфере.

МВД Казахстана закупило у пермского производителя робота-полицейского за 1,8 миллиона рублей. Он способен оповещать правоохранительные органы при опасности. Интегрирован с системой учета нарушителей, записывает происходящее вокруг себя на камеру и может узнавать в лицо правонарушителей. Также робот способен снимать отпечатки пальцев и сверять их с базой ДВД. «Робокоп» реагирует на ключевые слова, такие как «бомба», «терроризм».

В финансовой сфере в Казахстане задействованы умные банкоматы для микрофинансовых организаций. Оборудование умеет определять клиентов через систему распознавания лиц, анализировать документы и кредитную историю. Если кредитный скоринг был совершен успешно, аппарат выдает наличные.

Семнадцать роботов-консультантов приобретали для работы в выставочном центре «Астана-Экспо». Для своих отделений четырех роботов на 6,8 миллиона тенге купила «Казпочта» и одного, за 1,8 миллиона рублей — страховая компания НСК. Среди заявленных способностей — возможность поддерживать разговор и запоминать людей.

Грядет ли безработица?

Как прогнозируют аналитики, распространение роботов повысит производительность и ускорит экономический рост. Это, как и в предшествующих промышленных революциях, приведет к созданию новых рабочих мест и даже отраслей. При этом нужно понимать, что существующие бизнес-модели во многих секторах будут серьезно нарушены или изменены и миллионы существующих рабочих мест потеряны. По оценкам экспертов, к 2030 году будет потеряно до 20 миллионов рабочих мест на производстве.

Как и в прошлые десятилетия, когда механизация и перевод на периферию уничтожили огромное количество рабочих мест, больше всего от последнего толчка в области автоматизации пострадают люди, обладающие простейшими навыками и выполняющие рутинные повторяющиеся задачи. То, что роботы будут забирать наши рабочие места, окажет влияние на экономику. Причем оно будет заключаться не только в том, что кто-то останется без работы, а еще и в том, что у людей станет меньше работы и она будет ниже оплачиваться. Виной тому станет избыточная конкуренция за рабочие места, что позволит платить людям все меньше и меньше. А это значит, что уровень заработной платы резко снизится и усилится резкое разделение людей на социальные классы. Это серьезная проблема, которая, вероятно, станет вполне реальной в недалеком будущем. Другой вопрос — что следует предпринять сегодня, чтобы предусмотреть все риски?

Если говорить о профессиях, в которых роботы не смогут заменить людей, то в первую очередь вспоминается все, что связано с творчеством. Считается, что одна из самых больших и неразрешимых проблем робототехники — то, что искусственный интеллект не может творить, выходить за рамки шаблонов и алгоритмов, выдавать креативные, необычные, нестандартные решения. Конечно, сегодня уже существуют роботы, которые умеют рисовать, но, говоря на современном сленге, выходит это у них пока «крипово» (жутко).

Частично связанные с предыдущей темой профессии, которые не заменят роботы, — актеры, певцы. Конечно, роботы уже играют в театре, и есть спектакли, где все роли исполняют только механизированные устройства. Но и здесь вряд ли стоит говорить о стопроцентном вытеснении человека роботами.

С точки зрения кадровиков, из роботов вряд ли получатся хорошие психологи и психиатры. Чтобы лечить ментальные проблемы, важно самому обладать сознанием и чувствами, умением сопереживать, понимать чужие эмоции и мотивы. Останутся среди востребованных людских профессий и врачи. Роботам можно будет поручить сбор первичной информации, обработку анализов, проведение различных процедур или выведение наиболее вероятных диагнозов.

Практические уроки и семинары, по словам экспертов, также останутся за человеком. Во-первых, обучающиеся могут задавать каверзные вопросы, на которые машина не всегда сможет ответить. Во-вторых, если студент чего-то не понял, человек сможет объяснить то же самое другими словами, причем сконцентрироваться именно на непонятных для конкретного ученика моментах, тогда как роботу будет как минимум сложнее справиться с этой задачей.

Эксперты уверены, что постепенно вымирать будут только те профессии, выполнение задач по которым можно автоматизировать. От роботизации уже страдают банковские операционисты. Среди тех, чью работу заберут роботы, со временем окажутся водители, бухгалтеры, системные администраторы, риелторы, почтальоны, нотариусы, библиотекари и даже копирайтеры. Однако это произойдет не так быстро. В ближайшие пять лет о тотальной роботизации точно речь не идет.

Поэтому, чтобы не просто «выжить», а преуспеть, необходимо постоянно учиться. Прошли те времена, когда можно было получить высшее образование и на этом остановиться. Не стоит надеяться, что сможешь всю жизнь работать на одном и том же месте, выполняя одну и ту же работу. Если ваша работа скучна, если она заключается в том, что вы делаете одно и то же снова и снова, вам стоит побеспокоиться. Но если ваша работа непредсказуема, каждый день вы сталкиваетесь с совершенно новыми задачами, с которыми раньше не сталкивались, роботы вряд ли вас заменят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру