Продуктивный феминизм приходит в сельское хозяйство Казахстана

Новые технологии и новый подход к организации фермерских хозяйств

В больших городах никого не удивишь образом бизнес-вумен. Преуспевающая женщина-руководитель — это норма. Но это в городе. В сельской местности до сих пор еще сохранились устаревшие стереотипы, согласно которым женское дело — стоять у плиты. Бизнес же — удел сильной половины общества. Фермерши Чилика решили сломить этот «стандарт» и доказали обратное.

Новые технологии и новый подход к организации фермерских хозяйств

Новый горизонт

Более двух лет назад мы писали о том, как фермеры одного небольшого села объединились, чтобы организовать прямую поставку натурально выращенных овощей непосредственно к потребителю. Выбросить из цепочки так называемых перекупщиков, за счет наценки которых продукция до города доходила уже с двойной (бывало, и больше) накруткой, оказалось не просто, но возможно. Плацдармом, позволившим реализовать весь процесс, послужила некоммерческая организация Фонда местных сообществ (ФМС) Енбекшиказахского района. Целями объединения были не только и не столько аккумуляция в один большой объем произведенной продукции, сколько попытка научить фермера работать по новым технологиям, применяемым в современном агросекторе, навыкам видения бухгалтерии и бизнеса в целом, а также ряд других аспектов, которые позволили бы простому сельчанину быть полноценным предпринимателем.

Для реализации проекта организовали специальные курсы, но главное — приглашены зарубежные эксперты, которые выделили сорта овощных культур, ставших подходящими для выращивания с учетом местного климата и национальных предпочтений потребителя.

Достаточно много времени ушло на внедрение принципиально новой системы полива — путем капельного орошения. Это когда культуры поливают не арычным способом, как это принято во многих селах до сих пор, и подводом влаги непосредственно к корневой системе через сеть специальных трубок. Здесь играли сразу два стоп-фактора. Во-первых, фермеры не верили, что с такого незначительного количества воды, которое требуется при капельном орошении, можно вырастить хороший урожай. Во-вторых, три-четыре года назад стоимость этих систем была очень высока и для сельского человека сумма было попросту неподъемной. Но если первый аспект удалось устранить за счет поддержки ФМС и спонсоров, то вопрос недоверия к новым подходам преодолевался мелкими и очень осторожными шажками.

Следующим этапом в ФМС стало развитие в Алматинской области программы поддержки женского агропредпринимательства. Фокус-группу сформировали из сельских женщин, которые по разным причинам не имеют возможности трудоустроиться либо вкладывать средства в развитие собственного дела.

Еще один тренд

Свои корректировки внесла и пандемия. В частности, согласно отчету Еврокомиссии по гендерному вопросу, она усугубила существующее неравенство между женщинами и мужчинами практически во всех сферах жизни. В этой связи ФМС инициировал проект по объединению ресурсов женщин-фермеров для поиска наиболее оптимальных возможностей для вывода их на каналы сбыта через сильный и опытный кооператив «Фермеры Чилика».

Фактически женщинам, имеющим приусадебные участки, предложили инструмент дополнительного заработка — выращивание томатов, и главным преимуществом являлось то, что не было необходимости оставлять свой дом.

Так, с марта 2020 года 10 участниц проекта успешно занимались выращиванием томатов в открытом грунте. Фонд местных сообществ профинансировал проект на 520 тысяч тенге. Приобрели семена, комплектующие системы капельного орошения, торф и кассеты для выращивания рассады. Также участницы получили теплицы, которые сделали их бизнес менее зависящим от сезона. В итоге за 2020 год участницы проекта реализовали продукции на общую сумму более 1,8 миллиона тенге, что стало для них хорошим дополнительным источником дохода.

В этом году в ФМС решили развивать новое направление — сушку овощей и фруктов. Хорошо известно, что для длительного хранения овощей и фруктов требуются специальные помещения и условия. Высушенную продукцию хранить значительно проще.

«Самостоятельная сушка позволяет торговать только самым качественным товаром. Прежде всего — сушеными перцами и томатами. Оптово-розничный бизнес на сушеных овощах и фруктах выгоден, так как избавит фермеров кооператива от необходимости выбрасывать часть урожая из-за несоответствия овощей требованиям закупщиков-супермаркетов (форма, размер. — Ред.).

Сельские женщины имеют прямой и дешевый доступ к сырью — в сезон овощей, ягод и фруктов стоимость сырья в разы ниже рыночной, и мы хотим, чтобы они использовали эту возможность для нового направления в развитии своего бизнеса. Устойчивое развитие фермеров и рост их доходов — это наша главная цель. А поддержка женщин-фермеров имеет особое гендерное значение, ведь участие в проекте позволило им начать свое дело и не быть привязанными к доходам мужей», — поясняет Бакытгуль Ельчибаева, исполнительный директор Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района.

С потерями, но «в плюсе»

Для наглядности перспектив нового направления в Агробизнесцентре (АБЦ) в селе Шелек установили оборудование для дегидратации (извлечение воды из органических соединений), измельчения и упаковки готовой продукции. А для обеспечения сырьем в теплицах при АБЦ выращивают томаты и перец. Так как производство сушеных овощей подразумевает реализацию фасованного товара в небольших пакетиках, закупили вакуумный упаковщик. Такая упаковка позволит хранить готовую продукцию до двух лет.

«Специфика национальной кухни — это использование паприки и острого сушеного перца при приготовлении многих блюд. Со временем можно расширить ассортимент: добавить сушеные ягоды, зелень и другие овощи. Товар длительно хранится, долго сохраняет хороший внешний вид в отличие от свежих овощей, фруктов и ягод. Думаю, это позволит увеличить заработок, который я смогла получать благодаря участию в проекте ФМС по выращиванию томатов. В целом я очень рада, что члены СПК «Фермеры Чилика» взяли под свое шефство, обучили азам земледелия и правилам установки капельного орошения, помогли реализовать выращенный урожай. Качество моей жизни изменилось, у меня появились новые горизонты и новые цели», — отметила участница проекта Гульбану Джасыбаева.

В рамках программы «Развитие сельских регионов» ФМС ведет работу по поддержке фермеров и личных подсобных хозяйств от стадии планирования, посадки семян до совместного сбыта и получения конечной прибыли. За годы реализации программы количество фермеров кооператива увеличилось до 35, при этом 43 процента составляют женщины, выращивающие продукцию в личных хозяйствах. Очень важно, что отработана производственно-сбытовая цепочка «от поля до прилавка» и налажен прямой, без посредников, механизм реализации овощей в супермаркетах Metro Cash&Carry и таким партнерам как ТОО «Цинказ», ТОО «СД и КО» («Лучшие рецепты»), TOO «New Kitchen», ТОО «Foodshop» через СПК «Фермеры Чилика». В успешном 2019 году реализовали 102 тонны сельскохозяйственной продукции на сумму более 16 миллионов тенге.

Конечно, не обошлось и без трудностей, которые привнесли в реализацию программы и работу кооператива пандемия коронавируса и вызванные ей ограничения. Так, в 2020 году работа кооператива была еще усовершенствована — построены дополнительные 12 парников, высажен преимущественно один сорт томата согласно предварительной договоренности с партнерами, отработан механизм приема, сортировки и калибровки, охлаждения в холодильной камере до необходимой температуры и транспортировки на рефрижераторе. В кооперативе планировали, что доход может составить более 80 миллионов тенге и удастся выйти на самоокупаемость, но в результате карантинных ограничений и временного закрытия ряда предприятий-партнеров объем реализованной продукции уменьшился на треть, а сумма реализации — более чем на 40 процентов. Фермеры кооператива в 2020 году реализовали продукции только на 10 миллионов тенге. Тем не менее, если сейчас эта сумма является неким компромиссом, еще несколько лет назад, когда делали первые шаги, даже она казалась недосягаемой.

«Мы благодарны Фонду местных сообществ за плодотворную многолетнюю работу. Сегодня можно с уверенностью сказать, что начавшийся в 2011 году проект «Развитие сельских регионов» состоялся и окреп. Наша компания, будучи не просто финансовым донором, но и вдохновителем проекта, гордится тем, что он получает новые векторы развития», — отметила Айзат Жетписова, директор корпоративных коммуникаций ТОО «Филип Моррис Казахстан».

В кооперативе не намерены останавливаться и будут развивать перспективные направления с учетом новых реалий и требований. Сельские женщины показали, что и они могут не только быть независимыми, но и по праву называться бизнес-вумен. Не исключено, что в обозримом будущем появится новое объединение, только теперь уже не фермеры, а «Фермерши Чилика».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру