Рынок онлайн-покупок в Казахстане вырос почти вдвое за год пандемии

Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers совместно с ассоциацией “Цифровой Казахстан” проанализировала рынок розничной электронной коммерции в Казахстане. В данном исследовании приняли участие крупнейшие представители онлайн-ретейла.

Объем рынка онлайн-покупок по итогам 12 месяцев 2020 достиг 596 млрд тенге ($1,4 млрд), что на 82% выше показателей 2019 года - тогда общий объем достигал 327 млрд тенге ($778,5 млн).

Согласно данным исследования, средняя стоимость одной покупки выросла на 52% и составила 23 тысячи тенге ($54,7). Это говорит о том, что казахстанцы стали делать онлайн более дорогие, весомые покупки, а также вошло в привычку приобретать сразу по нескольку товаров.

Покупатели стали больше доверять онлайн-магазинам, соответственно, клиенты, которые покупали только офлайн, теперь, преодолев барьер недоверия, могут совершать покупки в онлайне, но в то же время многие получают удовольствие от живого общения с продавцом. Во время консультации и выбора товара они могут обменяться новостями, мнениями. Офлайн продолжает быть востребованным.

Аналитики PwC отмечают, что отсутствие возможности приобретать товары в привычных офлайн-магазинах в условиях карантинных ограничений способствовало улучшению онлайн-платформ, совершенствованию сервисов, процессов оплаты и доставки. Это в свою очередь повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на онлайн-шопинг.

Если же говорить о роли именно мобильных маркетплейсов в формировании картины отечественного онлайн-ретейла, то здесь показатели тоже впечатляющие - 88 покупок из ста совершаются с помощью смартфона или планшета.

Мобильные приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают развиваться и становятся все более удобными и адаптированными для использования со смартфонов. Тем самым все больше людей пользуются мобильными телефонами для совершения покупок в интернете.

Аналитики отмечают, что максимальный рост покупок произошёл в третьем квартале 2020 года (+65% ко второму кварталу). Причиной может быть как фактор отложенного спроса, так и завершение перехода большинства участников рынка к новым реалиям: улучшение качества сервиса, отладка логистических процессов и расширение ассортимента товаров. Кроме того, в этот отчетный период было зафиксировано максимальное увеличение среднего чека к показателям годовой давности (+81%), что еще раз свидетельствует о факторе отложенного спроса на крупные покупки (бытовая техника, гаджеты и другая электроника).

В четвертом же квартале динамика роста онлайн-ретейла пошла на спад. Также уменьшился на 4% средний чек. В эталонном 2019 году четвертый квартал демонстрировал прирост на 30% - здесь и предновогодние подарки, и традиционный спрос на крупные покупки под конец года. Эксперты связывают этот спад со смягчением ограничительных мер - часть покупателей предпочла вернуться в ТРЦ и магазины, с другой стороны, сохраняется фактор неуверенности людей в финансовой стабильности на фоне всё тех же ожиданий новый волн пандемии.

Как отмечает партнер PwC Казахстан Наталья Лим, розничная электронная коммерция уже не первый год является одним из самых быстрорастущих трендов не только в Казахстане, но и в мире. Если еще год назад онлайн-продажи для многих были второстепенным каналом продаж, то после 12 месяцев жестких ограничений, локдаунов и изоляции розничные игроки изменили свои приоритеты.

Прогнозируется, что рост будет продолжаться и в 2021 году. На маркетплейсы всё больше будут приходить представители малого бизнеса, что приведет не только к увеличению ассортимента и предложений по товарным позициям, но и к совершенствованию логистических процессов, что в свою очередь создаст хороший стимулирующий эффект для бизнеса, у которого появятся новые возможности для расширения своих ресурсов.