Прошлый, 2020 год останется во всемирной экономической истории как год, когда “никто не знал, что надо делать”. Карантинные локдауны замораживали целые отрасли, лишая людей дохода, а государство - налоговых отчислений. До сих пор многие сферы, особенно в торговле товарами и услугами, находятся в состоянии глубочайшего стресса: туристская отрасль, международные перевозки... Потери выручки у заведений общепита, салонов красоты, фитнес-залов, театров и кинотеатров, торговых центров и непродовольственной розницы превысили 50%, а в некоторых случаях и 80% к уровню 2019 года.
Наступивший год, несмотря на относительное повышение экономической активности в ряде стран и появление на рынке сразу нескольких действенных вакцин от COVID-19, также называют “годом испытаний”. Причина тому - последствия снижения покупательской активности, оборота розничных продаж и, как следствие, замораживание некоторых промышленных производств на неопределенный период. Это все усугубляется продолжающимся жестким карантином в некоторых развитых странах Европы и Азии и отсутствием даже приблизительного понимания, когда все это может закончиться.
Впрочем, на этом фоне отдельные страны выглядят довольно неплохо. Карантин и нарушение торговых цепочек (при одновременном снижении цен на ключевые экспортные товары) сократили валютные поступления в эти страны, но позволили провести реформы по импортозамещению. Особенно если у этих стран имелись валютные резервы, чтобы “пережить кризис”.
Казахстан оказался среди таких стран. Наличие Нацфонда позволило государству стать “финансовым донором” для самых трудозатратных отраслей, в том числе освободив их и их работников от выплат в бюджет (налогов и соцотчислений), обеспечив рефинансирование кредитов на льготных условиях. Такую помощь получили более 700 тысяч предпринимателей малого и среднего бизнеса. (Всего же в Казахстане зарегистрировано около 1,6 миллиона субъектов МСБ.) Кроме того, льготное кредитование таких сфер будет продолжено и в новом году.
Всего же в стране меры по восстановлению экономического роста в прошлом году охватывали такие направления, как малый и средний бизнес, агропромышленный и горно-металлургический комплексы, строительная отрасль и обрабатывающая промышленность, а также гражданская авиация и туризм. А правительство сосредоточилось на сохранении занятости, поддержке сервисной экономики, привлечении инвестиций и обеспечении макростабильности.
В итоге сектор услуг в Казахстане хоть и просел по итогам года на 5,6%, но осень и декабрь оказались для него временем быстрого восстановления: по итогам первого полугодия падение составляло 6,2%. И это при том, что продолжаются карантинные ограничения в сфере развлечений и розничной торговле.
По сути, экономику страны в этом году сумел вытянуть только реальный сектор: он вырос на два процента к прошлому году. “Почти все отрасли реального сектора и отдельные виды услуг демонстрируют положительные темпы роста, - сообщил на днях глава Миннацэкономики Руслан Даленов. - Это строительство (рост на 11,2%), информация и связь (на 8,6%), сельское хозяйство (на 5,6%), обрабатывающая промышленность (на 3,9%), образование (на 2,3%)”.
Но чтобы понять объем прошлогодних потерь, достаточно посмотреть цифры. По данным Минфина, за 11 месяцев прошлого года (в сравнении с 11 месяцами 2019 года) уменьшение оборотов по реализации, по данным информсистемы “Электронные счета-фактуры”, составило 14%.
Больше всего потерь у горнодобывающей промышленности, где обороты упали на 42%, или на восемь триллионов тенге.
Бюджет страны же в целом от снижения ковидной экономической активности потерял 2,4 триллиона тенге. Кстати, могло быть больше, но помогло внедрение цифровизации в сферу налогово-таможенного администрирования. С ее помощью удалось вывести из тени 710 миллиардов тенге налогов.
Прискорбно, что даже в условиях огромной “дыры” в бюджете и секвестра очень многих бюджетных затрат (в 2020 году параметры республиканского бюджета уточняли два раза, а расходную часть корректировали по заявкам администраторов республиканских бюджетных программ и местных исполнительных органов аж восемь раз) ни министерства, ни региональные акиматы не сумели обеспечить стопроцентного исполнения бюджета.
На республиканском уровне неисполнение составило 241 миллиард тенге ($573,8 млн), из которых 224 миллиарда - “сэкономленные деньги по резерву Правительства РК и прочая экономия”. 15 миллиардов - чистое неосвоение. В регионах цифра поменьше: на местном уровне не исполнено - 13 миллиардов тенге, из которых экономия - два миллиарда, а чистое неосвоение - 11. Традиционными причинами неосвоения все чиновники называют срыв поставщиками условий договора; длительное согласование документов по оплате; непредставление актов выполненных работ; оплату за фактически оказанный объем услуг, выполненные работы, судебные разбирательства.
Но! Парламент одобрил уточнения в бюджет 2020-2022 годов в конце октября. То есть к этому времени уже было понятно, кто что успеет. Но, похоже, “государственные менеджеры” по заведенной традиции собирались “добить” деньги в последние месяцы года и снова не успели (как и происходит ежегодно). И ведь речь идет не только о “подвисших” расходах, но и об экономии. 226 миллиардов тенге, оказывается, можно было вообще не закладывать в бюджетные расходы, потому что они оказались не нужны - сэкономлены. И поскольку никто от отсутствия этих денег не пострадал, значит, эти расходы в принципе излишни.
Минфин нацелился привлечь к ответственности “соответствующих должностных лиц госорганов”. Вот только непонятно: привлекать будут тех, кто не исполнил, или тех, кто некачественно планировал?
Каким будет год наступивший - предсказать сложно. Но пока у Казахстана есть запасы денег, перспектива “глубокого падения” нам не грозит. По итогам 2020 года золотовалютные резервы составили $35,7 млрд, а активы Нацфонда - $58,7 млрд.