Тысячи фур и грузовых вагонов на казахстанско-китайской границе. Китай молчит

На сегодняшний день в очереди для заезда в КНР порядка 7,5 тысячи грузового автотранспорта. По данным национального железнодорожного перевозчика АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ), 6 января 2021 года количество брошенных вагонов на пути к Китаю составило 8,4 тысячи вагонов. Причиной очередей стала пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры.

Казахстан неоднократно обращался к Китаю по данному вопросу. Однако, как сообщают в Мминистерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, ответа от китайской стороны по сложившейся проблеме нет.

Между тем, казахстанские бизнесмены столкнулись с проблемой исполнения своих обязательств перед партнерами. Из-за отсутствия официальных документов со стороны Китая предприниматели не могут признать простой на границе форс-мажором.

В декабре 2020 года Национальная палата предпринимателей "Атамекен" обратилась к министерству индустрии и инфраструктурного развития с просьбой дать официальное письмо с датами ввода Китаем ограничений для проезда казахстанских вагонов и грузового автотранспорта через границу КНР. Наконец, ситуацию со скоплением фур и поездов на границе Казахстана и Китая признали форс-мажором. Это позволит предпринимателям, пострадавшим из-за коллапса на границе, урегулировать проблемы с доставкой грузов с партнерами.

"Согласно статье 86 Закона Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте", стороны освобождаются от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие прекращения или ограничения перемещения грузов, движения поездов, объявленного в порядке, установленном настоящим законом", - говорится в письме Мининдустрии.

Также "Атамекен" обращался в правительство с просьбой провести переговоры глав правительств Казахстана и Китая, чтобы решить проблему с простоями. К сожалению, ситуация остается прежней.

"Системно ситуацию с очередью это не решает, мы, как и прежде, просим МИД РК, правительство подключиться к вопросу, так как транспорт продолжает стоять на китайской границе и сегодня", - рассказал заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Талгат Темирханов.