От Нивы к Tesla: Настоящее и будущее казахстанского автопрома

Весь мир переходит на электромобили, и Казахстан не остается в стороне от этого тренда. Однако в республике нет соответствующей инфраструктуры для экологически чистого автотранспорта. Этот пробел намерены устранить в ближайшие годы.

От Нивы к Tesla: Настоящее и будущее казахстанского автопрома

Путь автопрома

История отечественного автопрома берет начало с 2003 года, когда выпустили первый автомобиль «Нива». Тогда объемы производства насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 году — четыре тысячи). Линейку выпускаемой продукции представляли лишь автомобили марки ВАЗ. Основную часть авторынка страны занимал импорт. После подписания первых соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств в 2010 году начался новый этап в этой отрасли. Но надежды не оправдались — доля реализуемых отечественных автомобилей в 2016 году составляла лишь 26 процентов. Тогда отрасли дали преференции по НДС, ввели утилизационный сбор, разработали программу льготного кредитования и лизинга, запущена программа промкооперации. Привлекли крупный транснациональный инвестор в лице СМС–JAC Motors. В 2005 году в Казахстан пришел КамАЗ. Затем открыли свои производства такие марки, как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI. В итоге за короткий срок создали целую отрасль с десятками тысяч рабочих мест.

За последние 10 лет объем производства в отрасли вырос в четыре раза, инвестиций — в 2,5 раза, объем экспорта — почти в три раза и составил 1,1 миллиарда долларов. Годовой объем по итогам 2019 года составил около 1,5 триллиона тенге, и автомобилестроение встало в один ряд с крупнейшей отраслью промышленности — металлургией.

Сегодня в Казахстане есть производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собирают 167 (!) моделей автомобилей, в том числе 39 легковых, 22 мировых бренда. Планируют строительство завода по производству автокомпонентов, таких как пластик, стекло, сиденья, комплектующие. Сейчас 60 процентов реализуемых в стране автомобилей произвели в Казахстане. В 2019 году в автомобильной промышленности произведено 50 447 единиц транспортных средств на общую сумму 359,5 миллиарда тенге. На крупнейшего автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» приходится половина от всех произведенных автотранспортных средств в стране. Доля казахстанских автомобилей в продажах выросла до 59 процентов. Сегодня четыре из пяти наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК — отечественного производства.

Экспорт

Маркетинговым продвижением оказываются меры по возмещению части затрат на транспортировку готовой продукции внутри страны и сертификацию продукции на экспортных рынках. Это позволило облегчить доступ казахстанским предприятиям на внешние рынки. В свою очередь они должны увеличивать количество технологических операций, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство. В результате проделанной работы экспорт увеличился в 10 раз. По итогам 2019 года экспортировано 2629 автомобилей. В основном в Российскую Федерацию и Узбекистан. Основная часть зарубежных продаж пришлась на JAC, Hyundai и Ravon. «СарыаркаАвтоПром» в кооперации с узбекским автопромом реализует ряд значимых инвестиционных проектов, таких как совместное производство экспортоориентированных автомобилей «Равон» и «Шевроле» (ДАМАС, ЛАБО, «Кобальт», «Малибу»).

В рамках продолжения заданного курса принята программа новой пятилетки индустриализации, одним из пунктов которой станет расширение номенклатуры экспорта.

Кадры решают все

В будущем Казахстан будет способен производить совершенно новые автомобили, включающие последние инновационные разработки. Но необходимо устранить ряд проблемных вопросов. Как известно, кадры решают все. Человеческие ресурсы, несмотря на век автоматизации, все еще являются важным фактором производства.

Отрасль машиностроения переживает сложный период развития: постепенно выходя из кризиса, приспосабливаясь к работе в современных рыночных условиях и восстанавливая интеллектуальный потенциал, утраченный в первые годы после обретения независимости. Сегодня в машиностроении Казахстана наиболее подготовленные кадры — это возраст от 40-45 до 65 лет. Несмотря на наличие большого количества работающих специалистов, все еще остается потребность в профессиональных кадрах. Это связано прежде всего с развитием и модернизацией действующих предприятий, появлением новых производств. В рамках «Дорожной карты машиностроения» на 20192024 годы поставлена задача обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

Многие учебные заведения не выстраивают свою работу в соответствии с планами предприятий реального сектора. Ведется проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70 процентов государство/учебное заведение, 30 процентов — работодатель. «Союз машиностроителей Казахстана» в рамках Проекта по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест, реализуемого Министерством труда и социальной защиты населения РК при технической и финансовой поддержке Всемирного банка, ведет работы в рамках заключенных контрактов на разработку двух отраслевых рамок квалификаций (ОРК) и 46 профессиональных стандартов (ПС) по направлению «Машиностроение и металлообработка».

Машины времени

Многие страны вводят законодательные ограничения на выпуск и продажу автомобилей, заправляемых ископаемым топливом. В Германии в 2016 году приняли резолюцию о полном запрете производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с 2030 года. Франция и Великобритания планируют отказаться от бензиновых и дизельных машин в 2040 году. Введение подобного запрета рассматривали и в Китае, но пока ограничились лишь квотами, по которым не менее 10 процентов производимых автомобилей должны быть электрокарами. Такой транспорт экономичнее обычных машин — расходы в среднем в четыре раза меньше. Экономия идет на техобслуживании и ремонте. Конечно, есть минусы, в первую очередь — небольшой запас хода на одной зарядке. Возможности электромобилей все еще не позволяют совершать длительные поездки. К тому же «заправка автомобиля электроэнергией» — длительный процесс. От бытовой розетки аккумулятор даже небольшой емкости (25 кВтч) заряжается 7-12 часов. На зарядку 85 кВтч батареи Tesla уходит до 32 часов. Даже системы быстрой зарядки вроде Tesla Supercharger заряжают аккумулятор до 80 процентов максимум за 30 минут. К недостаткам можно отнести и ограниченный срок службы аккумулятора.

Отечественное автомобилестроение старается не отставать от общемирового тренда, связанного с развитием экологически чистого транспорта. В 2014 году произведена первая партия электромобилей, а также 15 электроавтобусов, которые поставлены на маршруты. Сегодня казахстанский завод «СарыаркаАвтоПром» уже готов к запуску серийного производства электромобиля JAC iEV7s, который прошел сертификационные испытания на автополигоне НАМИ в Российской Федерации и получил сертификат одобрения типа транспортного средства Таможенного союза, который позволяет выпускать автомобиль в обращение на всей территории ЕАЭС. Кроме того, предприятием освоено производство электроавтобусов ANKAI и Yutong, которые уже используют автопарки городов Нур-Султана, Актау и Павлодара. Также на предприятии Hyundai Trans Auto освоено производство электроавтобусов Golden Dragon. В городах Нур-Султан и Алматы прошли испытания двух городских 12-метровых электроавтобусов вместимостью до 130 пассажиров. В 2021 году в Казахстане планируют произвести 1200 единиц электротранспорта разных моделей, включая автобусы. В 2022 году данный показатель будет доведен до 2000 единиц. Что касается машин, то их будут поставлять на внутренний рынок и экспортировать за рубеж.

Но сегодня электромобиль — это не столько средство передвижения, сколько роскошь. Стоимость такого авто экономкласса начинается от 20-30 тысяч долларов. В Казахстане нет массового спроса на электромобили. По данным «КазАвтоПром», с 2014 по 2017 год зарегистрировано всего 119 электрокаров. Чаще всего казахстанцы покупают автомобили премиум-класса от компании Tesla. На втором месте по спросу — популярная марка Nissan Leaf.

Учитывая высокую цену на электромобили, спрос на них зависит от льгот и субсидий, предоставляемых государством. В большинстве развитых стран мира это 15-30 процентов конечной цены. В скандинавских странах государственные субсидии достигают 50 процентов. В РК для покупателей и владельцев электрокаров также действует ряд льгот. До августа 2017 года импорт таких автомобилей в нашу страну освободили от налоговой пошлины. Сегодня владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога. Размер утилизационного сбора при постановке на учет — самый минимальный и составляет 416 700 тенге. Снизить стоимость электрокаров планируют за счет выделения квоты на производство от «Оператора РОП». Также на их покупку можно получить льготный автокредит. Еще одно преимущество — электромобили смогут ездить по выделенным полосам для общественного транспорта и бесплатно парковаться на платных парковках. В рамках ЕЭК обсуждают скоординированные меры, как сделать такой транспорт привлекательным и удобным. Распоряжением Евразийского межправительственного совета утвержден «План мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах — членах Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы». В соответствии с решением Совета ЕЭК ставка таможенной пошлины на электромобили составляет 0 процентов. Она будет действовать по 31 декабря 2021 года.

Помимо высокой цены есть и другая проблема — недостаточно развитая инфраструктура. До недавнего времени станции для зарядки электромобилей устанавливали только по частной инициативе. Централизованное развитие электрозаправочной сети началось в апреле 2017 года. В послании Президента РК от 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручено проработать вопрос дальнейшего развития производства электромобилей с экспортной ориентацией, предусмотрев создание необходимой инфраструктуры. Министерство индустрии и инфраструктурного развития утвердило Дорожную карту по развитию производства и созданию необходимой инфраструктуры. На стадии завершения находится пилотный проект Оператора РОП, по итогам которого установят 48 ЭЗС в Нур-Султане, 52 в Алматы и три по трассе Нур-Султан — Боровое. В Актау установлены четыре сверхбыстрые зарядные станции мощностью 80 кВт. На территории комплекса «Талан Тауэр» в столице есть шесть зарядных станций для электромобилей Tesla Supercharger.

Но не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Желая отказаться полностью от двигателей внутреннего сгорания, люди забывают о том, что для этого придется в несколько раз увеличить выработку электроэнергии, что может негативно повлиять на экологию. Где же брать сверх нормы электричество? Атомная энергетика не вызывает позитивных откликов. Можно воспользоваться возобновляемыми источниками энергии, но и тут не всегда есть возможность что-то выиграть. Яркий тому пример — китайский город Сянган, который лидирует в масштабах всего мира по закупкам электромобилей. Тут и углекислый газ в атмосферу прибывает в значительных объемах. Выходит, что растет потребность в электростанциях заправки, а энергия приходит из угольных ТЭЦ.

Вот такая экологическая «экономия».