Кому в Казахстане мешает утилизация старой сельхозтехники

В Казахстане стартовала пилотная программа по приему комбайнов и тракторов на переработку. Она проводится, как сказал Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов, в целях развития отечественного сельхозмашиностроения.

Кому в Казахстане мешает утилизация старой сельхозтехники

Решились после долгих споров

Предшествовало этому введение утилизационного сбора на сельхозтехнику. В этом вопросе было сломано немало копий, но сегодня, как заявил министр: «Стимулируя производство сельхозтехники, мы создаем новые производства и новые рабочие места в Казахстане». То есть, таким образом, правительство, наконец, расставило приоритеты в этом вопросе.

Споры велись из-за планов правительства увеличить список товаров, на которые распространяются расширенные обязательства производителей. Это и называется утилизационным сбором, который оплачивают и производители, и импортеры техники. Одновременно с этим предусмотрена программа по стимулированию сдачи на утилизацию вышедшей из эксплуатации сельскохозяйственной техники.

То, что большая часть сельхозтехники в Казахстане давно отработала нормативный ресурс, не секрет. В среднем износ по тракторам и комбайнам оценивается в 80 процентов. Это заставляет сельхозтоваропроизводителей нести огромные расходы на ремонт перед каждым полевым сезоном, что снижает производительность труда в отрасли. При этом темпы обновления парка остаются далекими от оптимальных, на уровне 1-1,5 процента в год. Тогда как нормативным считается показатель шесть процентов, а ведущие страны и вовсе могут себе позволить 10.

Здесь важно еще напомнить о том, что после вступления Казахстана в ВТО и в ЕАЭС были открыты границы для беспрепятственного движения товаров и услуг. Таможенные пошлины перестали быть инструментом, позволяющим выстраивать протекционистскую торговую политику, направленную на поддержку отечественного бизнеса. И, если не найти других способов для его поддержки, то, в частности, конкуренции могут не выдержать и производители сельхозпродукции.

Им придется конкурировать не только за внешние рынки сбыта, выход на которые субсидирует государство, но и за внутренние, поддержка которых будет просто невозможна обычным способом. Так что утилизационный сбор за технику — один из немногих оставшихся инструментов, который можно использовать в рамках международных договоренностей. Смысл же его заключается в стимулировании крупных компаний (отечественных, иностранных совместных), желающих продавать свою продукцию на внутреннем рынке Казахстана и создавать здесь производства.

Ежегодно наши фермеры приобретают около 2684 тракторов и 1060 комбайнов. Доля импортных тракторов занимает 83,9 процента, комбайнов — 67,9, включая поставки из стран ЕАЭС. А вот отечественное производство не позволяет покрыть необходимую потребность казахстанских фермеров, потому как техника из дальнего зарубежья имеет более широкий спектр моделей, а также ряд технических характеристик (современная система управления, спутниковая навигация, автоматическое вождение). Тогда как в моделях отечественного производства и стран ЕАЭС таких «наворотов» нет.

Особый случай — это сельхозтехника марки John Deere. Именно на нее, точнее на компенсацию ее закупа, уходит львиная доля субсидий из государственного бюджета. Тогда как компании не раз предлагали открыть здесь производство с минимальной локализацией и под обещание ее наращивать, но это невыгодно уже казахстанским фирмам-импортерам, потому что комбайны и тракторы тогда просто станут дешевле и исчезнет “эффект посредничества”.

Тракторы бывают разные

И вот теперь, поясняя свою позицию, министр Бейбут Атамкулов сказал: «Начиная уже со следующего года мы составили программу постепенной локализации, с 20 до 40 процентов. Я хотел бы отметить, что те деньги, которые мы сегодня тратим на утилизационный сбор, создают у нас соответствующие рабочие места. Второе — мы предлагаем для тех производителей, которые работают в Казахстане, схему лизинга на сельхозпродукцию. По этому плану у нас где-то 22 тысячи единиц сельхозтехники будет заменено. Этот план расписан на ближайшие три года».

Говоря же о поддержке казахстанских производителей, Атамкулов упомянул такие марки тракторов, как Lovol, «Кировец» и «Беларусь» производства АО «Агромашхолдинг KZ», «Костанайского тракторного завода», Семипалатинского «СемАЗа» и «Казахстанской Агро Инновационной Корпорации». При поддержке государства эта техника хорошо раскупается.

Доля тракторов «Беларусь» достигает 80 процентов в общем объеме продаж, а «кировцы» занимают 60 процентов среди тяжелых тракторов. За последние шесть месяцев на отечественных заводах произведено 788 тракторов на сумму 16,5 миллиарда тенге, это чуть ли не вдвое больше, чем в 2019 году. А общий прирост производства по году ожидается в два раза на сумму свыше 33,7 миллиарда тенге. В целом объем производства комбайнов и тракторов составит 77,4 миллиарда тенге. Больше всего — комбайнов.

Действуют заводы по сборке продукции МТЗ, «Гомсельмаш». За последний год открыты производства Lovol, Buhler, «Кировец», «Ростсельмаш», Сase и NewHolland. На подходе Pöttinger, «КамАЗ». И всех их стимулировал в том числе и утилизационный сбор.

А вот все тот же John Deere на рынке РК с 1999 года, а сборки здесь нет, также как обязательств, технологий, договоренностей. Все локализовано за рубежом.

Свое дешевле и доступнее

При этом необходимо учитывать неполную загруженность отечественных предприятий. И если они заработают в полную силу, то это будут более 1300 новых рабочие мест и дополнительные налоги в бюджет.

Это очень нужно Казахстану, так как за последние пять лет из-за роста курса доллара более чем в два раза стоимость техники из дальнего зарубежья тоже выросла. При этом курс рубля за последние пять лет увеличился в 1,2 раза (с 3,6 до 5,9 тенге), а стоимость российских и белорусских машинокомплектов — в 2,4 раза.

При этом рынок сельхозтехники в РК в среднем составляет 130 миллиардов тенге, из которых 32 процента — дорогущий импорт, который в количественном выражении (по числу машин) составляет не более 10 процентов, из которых семь процентов приходится на John Deere.

Интересным фактом остается начальная стоимость импортных машин в Казахстане. Комбайн John Deere серии S в США, Китае, Германии стоит 202 тысячи долларов, а у нас — 300 тысяч, то есть чистая маржа составляет 35 процентов. Неприлично считать чужие деньги, но уместно спросить: куда идет разница, а точнее, кому и за что?

Трактор «Беларусь» отечественной сборки стоит 7,8 миллиона тенге. А импортный аналог трактора John Deere серии 6В — 15,9 миллиона тенге, что больше в два раза.

То есть отечественный трактор дешевле и доступнее, его возможно приобрести под шесть процентов годовых без первоначального взноса. А John Deere доступен через лизинг под 14-17 процентов годовых с минимальным первоначальным взносом 15 процентов.

Стоимость среднего импортного комбайна составляет 300 тысяч долларов. Пятилетнее содержание и уплата долговой нагрузки лизинга, сервиса, запчастей увеличивает конечную стоимость импортной техники до 570 тысяч долларов за единицу. При этом аналог отечественного производства при равных условиях сервиса, финансовой нагрузки по истечении срока лизинга имеет меньшую инвестиционную стоимость — в пределах 240 тысяч долларов.

Надо отметить, что 74 процента фермеров пользуются техникой отечественного производства и аналогами производства стран СНГ по причине отсутствия нормального сервиса и рынка запасных частей. Это опять же вопрос к поставщикам дорогой западной техники — почему они не налаживают работу соответствующих служб в Казахстане?

При этом утилизационный сбор на импортную технику составляет не более 10 процентов (а не 28, если сравнить с уровнем повышения цен на нее). В самой высокой «категории лошадиных сил», где представлен импортный сегмент техники, сбор равен 11,9 миллиона тенге при стоимости комбайна в 150 миллионов тенге.

Сколько платят за утиль?

Чтобы получить в Казахстане, на сложном и весьма нестабильном рынке, производство, нужно еще уговорить предпринимателя взяться за проект. И здесь работает уже механизм возмещения уплаты утильсбора в области машиностроения — весьма действенный способ убеждения. Благодаря этому уровень производства в стране вырос до 150 миллиардов тенге. Для сравнения — в 2015 году эта цифра была 21 миллиард.

Кстати, этот сбор не просто выплачивается компаниям из бюджета, его возмещают, после того как производитель сначала его заплатит. Здесь еще раз следует напомнить, что это способ поддержки, защиты рынка. А в рамках введения дополнительного сбора, как мы уже сказали выше, дан старт программе сдачи вышедшей из эксплуатации сельхозтехники, где взамен старой, сданной на утилизацию, будут выдавать сертификат на скидку при приобретении новой техники.

Номинал скидочного сертификата определяется в установленном законодательством порядке и может составлять до 1,5 миллиона тенге. Сегодня при сдаче комбайна на металлолом компенсация составляет около 300-500 тысяч тенге. Таким образом, все вышеуказанные меры позволяют нивелировать затраты на утилизационный сбор и более того — получить дополнительные выгодные условия для развития производства и повышения уровня локализации.

Надо заметить, что введение утилизационного сбора откладывали два раза, начиная с 2017 года, и главным противником мер стимулирования развития собственного машиностроения в РК были компании-импортеры, которые привлекли на свою сторону некоторых аграриев. В конце концов решили, что сбор будут не просто выплачивать компаниям из бюджета, а возмещать после того, как производитель сначала его заплатит.

И тогда очень многие поняли, что это единственный в нашей ситуации способ поддержки и защиты рынка.

Тем не менее в казахстанском сельхозсообществе до сих пор не утихают дискуссии по поводу того, что лучше для развития сельского хозяйства: закупка сверхсовременной и сверхпроизводительной техники за рубежом или производство собственной, более скромной, но не зависящей от курса валют длины логистического плеча доставки запчастей и политики дилеров в сфере послепродажного обслуживания.

Но у республики нет выбора, мы поддерживаем малоэффективное сельское хозяйство, тратим огромные деньги, зачастую без пользы, а тут шанс развить сельхозмашиностроение, не создавая дополнительных нагрузок на бюджет. Но вместо государственной позиции эти меры встречают жесткое противодействие, и не только со стороны импортеров. Против также некоторые объединения аграриев. Но вот вопрос — почему? — очень интересный и достоин отдельного обзора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру