Постковидные последствия для экономики Казахстана, кажется, начинают смягчаться

Несмотря на то, что ряд государств вновь усиливает карантинные меры, страны уже научились не останавливать экономику в локдаун - осенние ограничения значительно слабее весенне-летних и учитывают экономические интересы и стран, и населения.

По словам заместителя директора исследовательского отдела МВФ Жан Марии Мелизи-Ферретти, несмотря на то, что в целом мировая экономика находится в глубокой рецессии, уже наметились сдвиги в сторону роста. "В третьем квартале мы наблюдаем восстановление, но оно было частичным. Рост ВВП ускорился, так как мы выходили из очень проблемной ситуации, но активность не смогла вернуться к уровню, зарегистрированному до пандемии".

Этот оптимизм позволил Международному валютному фонду улучить свой прогноз по снижению мировой экономики 2020 году с 4,9% до 4,4%.

Однако в Фонде не ждут активности в восстановлении экономики в следующем году, осторожно замечая, что текущая вспышка коронавируса может быть долговременной или нанести ущерб из-за серьезности заболеваний у заразившихся. Это может стать "понижательным риском для нашего прогноза на 2021 год", отмечают в МВФ. Собственно, на фоне этих ожиданий фонд понизил свой прогноз по росту мировой экономики в 2021 году с прежних 5,4% до 5,2%.

А вот для Казахстана прогноз ухудшили с 2,5% падения в апреле до 2,7% в октябрьском прогнозе.

Впрочем, Миннацэкономики Казахстана традиционно дает более оптимистичные прогнозы. Падение, конечно, будет, но в меньшем объеме - до минус 2,1%. (Весной наши экономисты считали, что экономика просядет лишь немного ниже нуля.) И это при том, что с третьего квартала ряд отраслей показывает неплохие успехи, практически на уровне "тучных лет". Например, по итогам года рост строительного сектора прогнозируют на 6,5%, сельского хозяйства - почти на пять, обрабатывающей промышленности - на 3,7% а.

Есть еще один фактор, который должен положительно повлиять на страновые макропоказатели - рост стоимости нефти. Министр национальной экономики Руслан Даленов уже предложил изменить в бюджете текущего года цену на нефть с $20 до $40 за баррель "с учетом фактической цены" (с начала года средняя цена составила $42). Собственно, благодаря росту стоимости барреля положительным остается торговое сальдо: экспорт товаров по году ожидается на уровне $45,5 млрд, импорт - $33,8 млрд.

Есть лишь один нюанс, о котором сегодня осторожно замечают эксперты: если экономическая активность в мире не увеличится, а объемы добычи сохранятся на текущем уровне, то в следующем году объем запасов вновь возрастет. А это в свою очередь вновь опустит цены на нефть вниз.

Пока сектора торговли и услуг пытаются наверстать упущенные во время локдауна доходы, власти предупреждают о возможности новых карантинных ужесточений. Столица уже объявила о введении ограничений. А значит, экономическая активность столицы вновь "просядет".

Впрочем, на сей раз ни в Казахстане, ни в какой другой стране власти не спешат закрывать весь бизнес на карантин. И хотя число заболевших в некоторых странах превышает весенние показатели, политики выбрали ограничения без приостановки работы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру