Обратная сторона пандемии
Из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки у большинства малых, средних и крупных компаний финансовые показатели значительно снизились. Ряд организаций вынужден был закрыться в связи с отсутствием оборотных средств и снижением рентабельности или же невозможностью трансформировать свой бизнес под новые условия. Однако отдельным компаниям и даже отраслям удалось использовать текущую конъюнктуру для развития и получения дивидендов. Именно медицина и фармацевтика в период коронакризиса остались в значительном плюсе. Произошла переоценка этих отраслей как со стороны населения, так и органов власти. Это подтверждает статистика продаж в аптечных сетях: по причине отсутствия лекарства от COVID-19 люди стали активно скупать антибиотики, противовирусные препараты и медицинские изделия, а правительство пересмотрело свои программы здравоохранения и планы развития тех или иных отраслей.
Давно известно, что фармацевтическая отрасль не зависит от размера страны. Так, маленькая Швейцария производит лекарственных средств в несколько раз больше, чем Индия и Китай вместе взятые. Объем медэкспорта этой страны равен объему ВВП Казахстана. Наша республика хоть и вмещает в себя пять Франций, однако фармрынок у нас маленький. Да и обеспечивает он себя лишь теми препаратами, которые нужны в аптечке первой помощи.
В целом современное производство лекарств — это процесс, схожий с процессом производственной цепочки на автомобильном заводе. Чтобы разработать современный эффективный препарат, нужны огромные ресурсы и возможности, которые есть только у транснациональных фармацевтических корпораций. В Казахстане работают современные заводы. На рынке три ведущих производителя, но все они, по принципу местных автозаводов, занимаются лишь сборкой. На предприятия поставляют субстанции, где затем по международному стандарту GMP и производят препараты. По большей части это дженерики. Хотя есть и отечественные разработки, например, препарат «Мукалтин» — известный продукт крупнейшей фармацевтической компании из Шымкента. В условиях такой индустрии говорить о больших прорывах в научно-техническом плане и новейших разработках не приходится.
Начали за здравие...
Когда стартовала вторая пятилетка индустриализации в рамках ГПИИР, именно фармпромышленность была определена в качестве приоритетной. Эта отрасль, если взглянуть на мировые рынки, является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих. Темпы роста составляют около 6–11 процентов в год, а чистая прибыль в среднем достигает 18 процентов от общего дохода.
Как показало время, приоритеты были расставлены верно. В период с 2010 по 2018 год объем производства продукции в фармацевтической отрасли увеличился в четыре раза — с 19,9 до 78,8 миллиарда тенге. Удалось привлечь иностранные инвестиции. Работать в Казахстан пришли такие крупные производители, как Pfizer, Sanofi, Polpharma, Nobel, Pharmstandard, Kelun и ряд других.
Сегодня в стране действуют 96 предприятий, 33 из которых производят лекарственные средства, 41 — медицинские изделия, а 22 — медицинскую технику. «Точки роста» находятся в четырех регионах — городах Алматы и Шымкенте, а также в Алматинской и Карагандинской областях. Они обеспечивают до 75 процентов производства лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Однако наряду с достигнутыми успехами есть и ряд проблем. В первую очередь это импортозависимость. Даже перейдя на обеспечение только внутренних потребностей, фармпредприятия не могут насытить рынок. Пандемия показала, что мы не в силах обеспечивать себя лекарствами. Необходимы внешние закупки. Также существенно помогла гуманитарная помощь, которую присылали многие зарубежные страны.
Да и качество отечественных лекарств пока низкое. Причина этого, по мнению экспертов, в том, что отечественные предприятия не производят фармацевтические субстанции для лекарственных средств, а приобретают их за рубежом по низким ценам и ненадлежащего качества.
Одним из злободневных вопросов является ценообразование на лекарства.
Минздрав в начале этого года утвердил список предельных цен на лекарственные средства (всего 6191 наименование). Однако аптеки продолжают сами диктовать цены. Сейчас государство усилило работу в этом направлении. Чтобы следить за ценами на лекарства, в каждом регионе при акиматах создали мониторинговые группы.
Другой вопрос, что не все фармацевтические компании стремятся к совершенству. Получив преференции, они не выполняют обязательств по производству отдельных лекарственных средств. В этой связи Министерству здравоохранения стоит провести анализ всех обязательств отечественных производителей лекарств по долгосрочным договорам.
Дефицит квалифицированных кадров в отрасли также тормозит ее развитие. Сегодня не хватает специалистов — технологов производства, аналитиков, клинических фармакологов, фарминспекторов. В этой связи следует формировать государственный заказ на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, способных работать в современных фармацевтических организациях и на предприятиях, отвечающих всем требованиям международных стандартов качества.
План спасения
Все происходящее в последнее время в стране вызывало немало вопросов, и один из них — почему Казахстан не может обеспечить отечественными лекарствами население? На расширенном заседании Правительства РК Президент Касым-Жомарт Токаев тоже задался этим вопросом: «Настало время наладить производство многих видов лекарств и медицинских изделий. До какого времени мы будем зависеть от импортных лекарств? Где наша гордость?».
Поэтому именно сейчас нужно мобилизироваться, все пересмотреть и поднять фармпроизводство на новый уровень. Первые шаги в этом направлении делают. В Казахстане разработан Комплексный план по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2020-2025 годы, который состоит из 62 мероприятий.
По словам чиновников, в 2019 году объем производства вырос на 18 процентов и составил 92 миллиарда тенге, экспорт увеличился на 69 процентов с показателем 59 миллионов долларов. За восемь месяцев этого года отечественные предприятия, обеспечивая высокую потребность в фармпродукции, достигли роста производства на 34,1 процента, или 81,5 миллиарда тенге. Инвестиции выросли на 5,2 процента и составили 4,1 миллиарда тенге. С участием известных компаний реализован 41 проект, наиболее крупные из них — по производству антибиотиков, алколоидов, антисептиков, а также средств индивидуальной защиты и хирургической ваты.
Отечественным производителям и иностранным инвесторам планируют упростить доступ на внутренний рынок фармпродукции, а также увеличить долю местной продукции в закупках и сократить сроки закупа. Раздельное регулирование обращения лекарственных средств по опыту зарубежных стран (США, ЕС, КНР) обеспечит ускоренный выход медицинских изделий на рынок в силу разных требований к их обращению. Будет проработан механизм контрактного производства, который упростит совместное производство мировых и казахстанских фармпроизводителей на существующей базе отечественных товаропроизводителей. Также утвердят KPI по местному содержанию для всех местных исполнительных органов. Регистрацию цен фармпродукции переведут на формат государственной услуги. Для реализации этих мер внесут поправки в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, а также другие нормативные акты.
Что касается общего фармацевтического рынка ЕАЭС, то в 2017 году создали общий рынок (его объем за последние пять лет оценивается от 10 до 17 миллиардов долларов), а в 2018-м — общая информационная база. В 2019 году проходила перерегистрация некоторых лекарственных средств, которые производят на казахстанских предприятиях. Но самым важным этапом построения этого рынка станет 2021 год, когда будет произведена маркировка товаров. В этом случае прохождение лекарственных средств между границами станет еще более свободным, поскольку регулирующие органы всех стран будут их отслеживать по системам маркировки, что исключит теневой оборот. Но не стоит забывать, что лекарственный рынок ЕАЭС импортозависимый, так как ключевые популярные препараты разрабатывают и производят в основном за рубежом, а местная фармацевтика обеспечивает собственный рынок менее чем наполовину. Доля России в производстве — около 90 процентов, Беларуси — семь, Казахстана — два, остальное приходится на Армению и Кыргызстан.
При регистрации и экспертизе лекарственных средств и медицинских изделий предлагается перейти от национального режима к режиму ЕАЭС, а также снижать ставки ввозных таможенных пошлин для сырья и комплектующих материалов. Также предусмотрена разработка отдельной нормативноправовой базы по развитию казахстанских лабораторий, соответствующих стандартам GLP.
Чтобы повысить ценовую конкурентоспособность отечественной продукции, будут разработаны меры государственной поддержки в части возмещения затрат на проведение клинических испытаний лекарственных средств, маркировки и субсидирования затрат на импорт сырья, не производящегося на территории Казахстана. Для дальнейшего стимулирования производства фармпродукции будут расширены территории и виды деятельности специальных экономических зон.
Правительство намерено провести среднесрочный прогноз и анализ по определению перспективных секторов развития фармацевтической и медицинской промышленности. Планируют производить препараты с использованием лекарственных растений, произрастающих на территории страны, и биофабрики для борьбы с болезнями и вредителями растений. Для этого увеличат объемы финансирования научных исследований.
Предусматривается привлечение инвестиций четырех транснациональных компаний из числа ведущих мировых фармацевтических производителей Big Pharma — Top 50. Сегодня прорабатывается сотрудничество с Pfizer (США), Boston Biopharma (США), Avantgen (США) и Servier (Франция). Министерство иностранных дел подготовит инвестиционные предложения для таргетирования мировых фармпроизводителей. Работу уже начали совместно с мировой консалтинговой компанией Deloitte.
Проблему дефицита кадров намерены решить путем формирования в вузах страны государственного образовательного заказа по подготовке специалистов с учетом потребности производителей фармпродукции.
В целом реализация всех мероприятий Комплексного плана в предстоящие пять лет, как считают чиновники, позволит обеспечить запуск не менее 30 новых производств на сумму 180 миллионов долларов. Будет освоен выпуск 297 новых видов лекарственных средств и 2348 видов медицинских изделий. Объем производства фармацевтической отрасли увеличится в 2,5 раза — с 92 до 230 миллиардов тенге, а экспорта — в три, с 58 до 174 миллионов долларов. Уже к первому кварталу 2021 года производственные мощности отечественных предприятий по одноразовым маскам будут увеличены в два раза — до двух миллинов штук в сутки. По защитным костюмам — в два раза, с 500 тысяч до одного миллиона штук в месяц, а также к концу этого года по перчаткам с 330 до 530 тысяч пар в сутки.
Все предусмотренные меры обеспечат увеличение доли продукции отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана по лекарственным средствам первой необходимости с текущих 39 до 50 процентов, что соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.