В Казахстане ноутбуки превратились в предмет роскоши

Мировая пандемия переформатировала устоявшийся ритм жизни сел, городов и даже целых стран. Есть в нем и свои преимущества, как, например, возможность работать и учиться удаленно, и недостатки, делающие хорошее образование недоступным.

В Казахстане ноутбуки превратились в предмет роскоши

В «доковидные» времена об удаленке мечтали как взрослые, так и дети. И это понятно, поскольку такой формат решает целый ряд нудных задач: не нужно пробиваться через утренние городские пробки, чтобы успеть отвезти ребенка в школу, а потом нестись в офис, чтобы умудриться не опоздать на утреннюю летучку, нет необходимости думать о гардеробе или решать, где пообедать сегодня. И вот теперь, когда такая возможность появилась у сотен тысяч казахстанцев, открылся аверс удаленного формата, который вызывает ряд серьезных сложностей.

Рассмотрим на примере семьи «2+2», где оба ребенка уже школьники. Как правило, в семье хотя бы один компьютер, но есть. Обычно стационарный, а если повезет, то еще и ноутбук. Но стационар бронирует папа, мама же урывает «ноут», поскольку ее отчет ждет весь отдел на онлайн-конференции. Но ведь и у детей в это же самое время начинаются онлайн-уроки в режиме zoom-конференции... Что делать им? Учиться по смартфону, диагональ которого едва дотягивает до шести дюймов? Любой окулист скажет, что после полугода таких занятий у них сядет зрение.

Казалось бы, решение лежит на поверхности — купить дополнительные компьютеры, и дело в шляпе. Но! Как в Алматы, так и в других городах Казахстана сейчас сложно найти хороший ноутбук дешевле 200-250 тысяч тенге. То есть если в семье два школьника, то разом придется выложить полмиллиона тенге, а если дома только один стационар или, скажем, три ребенка (что в казахстанских семьях не редкость), то придется потратить от 700 до 900 тысяч тенге. Разом такие траты семейный бюджет не потянет. Смотреть в сторону стационарных компьютеров тоже не вариант. Ведь во все времена нормальный стационарный кит стоил в районе 1000 долларов, что по курсу на сегодняшний день составляет около 450 тысяч тенге. И потом, в этом случае исключается возможность мобильности, что тоже загоняет пользователей в рамки, когда пользоваться техникой неудобно. Несложно представить, что будет, если два компьютера будут стоять в детской комнате и у обоих учеников начнется онлайн-урок. В таких условиях ни о какой усвояемости нового материала не может идти и речи. И все же их — ноутбуки — разбирают как горячие пирожки.

Согласно данным исследовательской компании «GFK Казахстан» объем продаж ноутбуков за первые семь месяцев 2020 года показал наибольший прирост в денежном выражении. Общий оборот по этой категории составил 35,1 миллиарда тенге, что на 55 процентов выше показателей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, в рейтинге самых продаваемых товаров в денежном выражении по итогам первого полугодия ноутбуки заняли второе место, уступая лишь смартфонам.

Получается, что всю технику попросту раскупили? Почему полки с бюджетными ноутбуками пустуют? Есть ли смысл ждать, что эта техника подешевеет? И главное — как выйти из ситуации? Ведь ни учителя в школах, ни суровый босс не будут ждать, когда ситуация разрешится сама собой... С этими и рядом других вопросов «МК» обратился к экспертам, владеющим объективной информацией.

Рассказывает Азиз Теймуров, финансовый директор группы компаний Evrika.

— Азиз, как в целом устроен рынок бытовой техники в Казахстане?

— Я бы разделил всех игроков рынка на два формата. Первые — это полноформатные сети, которые продают полный спектр электробытовых приборов. Их всего четыре: Technodom, Sulpak, Mechta и Evrika. Вторые — сети, которые специализируются на цифровой технике, у которых в ассортименте нет крупнобытовой, кухонной и мелкобытовой техники: Alser, Fora и с недавних пор Kcell. Это семь крупных сетевых игроков, общая доля которых превышает 90 процентов от казахстанского рынка. В целом рынок консолидирован. Конечно, есть и мелкие игроки, их много, но объем продаваемой этими компаниями продукции незначителен.

— Что привело к дефициту ноутбуков? Ведь сейчас, когда полстраны работает удаленно, потребность в этих устройствах высока, как никогда...

— Так обстоят дела не только в Казахстане. Обучение, как и работа, во всем мире перешло в формат онлайн. На самом деле не так много стран, вернувших учеников к привычному формату обучения офлайн. То есть определенная часть учащихся все равно остается в онлайн-формате. При этом спрос на ноутбуки возрос единовременно везде, и удовлетворить его не удалось до сих пор.

Дело в том, что прошедшие несколько месяцев заводы-изготовители готовой продукции, а также комплектующих и необходимого сырья не работали. Производство было приостановлено, в то время как мы распродали все стоки, которые были. И сейчас у всех игроков рынка бытовой техники наблюдается дефицит, поскольку логистическая цепочка была прервана. Конечно, недостающие звенья активно восстанавливают, но... Единовременно увеличить производство более чем в два раза производители не могут. Спрос есть, но выпускаемого объема техники на всех просто не хватает.

Важно учитывать и тот момент, что крупные производители стараются насытить приоритетные для себя рынки — это США, страны Европы и, конечно, внутреннее насыщение рынка КНР. Казахстан на глобальном рынке электроники — очень маленький игрок, и, как следствие, нам товар достается по остаточному принципу.

Сейчас мы видим, что нам достается дорогой товар, не из среднего ценового сегмента, поскольку на глобальном рынке на него спрос меньше. Мы не можем отказаться и вынуждены его закупать, поскольку брать попросту больше нечего.

На прошедшей, 38-й, неделе года среднеарифметическая цена проданного ноутбука превысила 300 тысяч тенге. Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года эта цифра составляла 201 тысячу тенге.

— Насколько курс валюты влияет на цену товара?

— Мы имеем две составляющие, которые влияют на конечный прайс. Первая — это курсовая (от пяти до 15 процентов), в зависимости от периода, когда был произведен закуп. Вторая — рост цены производителя на аналогичные модели. То есть сейчас по сравнению с прошлым годом мы видим удорожание стоимости продукта на 30-35 процентов, связанное с этими двумя показателями.

— Сейчас покупательская способность только падает. При этом мы видим на примере Москвы, как градоначальники дают жесткие рекомендации бизнесу, чтобы коллектив переводили на удаленный режим. Не исключено, что аналогичный сценарий скоро будет и у нас. Какой выход есть у казахстанцев? Стоит ли ждать возвращения к прежним ценам?

— Если говорить о ценах, то прогнозы сделать сложно, поскольку они напрямую зависят от роста заболеваемости. При условии, что во всем мире статистика улучшится и все вернутся в офлайн, да — спрос стабилизируется и ситуация немного выровняется. Если негативная динамика, которую мы видим во многих станах, будет прогрессировать, то может возникнуть и обратный эффект. При сохранении баланса мы прогнозируем начало выравнивания рынка на второе полугодие 2021 года. То есть ближайшие 10 месяцев сохранится дефицит бюджетных моделей.

Единственным выходом, если говорить об оперативных решениях, является «длинная» рассрочка, которую предлагает весь рынок потребительской электроники.

Не менее важную роль в вопросе оснащения школьников играет государство, сейчас идет активная работа по закупке и доставке в РК ноутбуков, которые должны предоставить малообеспеченным семьям. Ведь средний класс так или иначе найдет решение для себя. В свою очередь малообеспеченные семьи, люди, живущие в селах, позволить себе такие покупки не могут.

Мы видим образующуюся диспропорцию в доступе к образованию: если раньше каждый мог прийти в школу и получить образование, то теперь оно доступно только тем, у кого есть соответствующая инфраструктура. Таким образом, государство берет на себя снабжение там, где мы этого сделать не можем.

— Негативный сценарий нельзя исключать. Возможно, есть смысл закупить впрок и дорогостоящие ноутбуки, чтобы полки не оказались пустыми в случае третьего локдауна...

— Это очень многогранная ситуация. Да, весь рынок сейчас замер в ожидании. Но никто не решается брать на себя такие риски. Фактически это лотерея: если заводы вновь остановят, то запасы (дорогих ноутбуков. — Ред.), возможно, перекроют потребность рынка на определенное время. Но все ведь хотят верить в светлое будущее, и мы — тоже. А в этом случае на рынке появятся бюджетные ноутбуки. Соответственно вся дорогостоящая техника будет пылиться на стеллажах. Это слишком большие риски.

— За короткий промежуток времени все онлайн-магазины получили невероятный прирост продаж. Нужны ли в таком случае большие офлайн-площади, если продажи отлично идут через интернет?

— До последнего времени доля онлайн-продаж не превышала 15 процентов. Мы отслеживали ситуацию на глобальных рынках — там она держалась в пределах 20 процентов. В период локдауна, понятно, все продажи проводили только через сайт. Но теперь мы видим существенный спад в этом сегменте, и уже сейчас этот процент снова менее 20. То есть около 80 процентов потребителей предпочитают делать покупки в офлайн-магазинах. И это вполне нормально. Ведь есть целый спектр бытовой техники, которую сложно приобрести, «не пощупав». Например, цветопередача телевизора, объемы холодильника, тактильные ощущения при нажатии на кнопки клавиатуры — все это невозможно получить через веб-сайт.

Поэтому сейчас говорить о полном отказе от формата физических витрин еще преждевременно. Эти два направления будут двигаться параллельно.

Опираясь на эти цифры, конечно, не хотелось бы в случае введения ограничительных мер, чтобы исполнительные органы городов закрывали магазины, оставляя при этом «антисанитарные» базары и оптовые рынки. Ведь в отличие от уличной торговли в крупных сетях можно отследить соблюдение санитарных норм. А от замка, висящего на двери, страдают не столько магазины, которые попросту отправляют сотрудников в отпуска без содержания, сколько конечные потребители, которые привыкли «щупать» и четко понимать, что именно они покупают.

Резюмируя вышесказанное, остается добавить только, что выбор у казахстанцев все-таки есть. Ведь если в первую очередь производители насыщают рынки развитых стран, то, возможно, имеет смысл поискать свой дешевый «ноут» именно там?! Другое дело, что доставка может «съесть» эту самую ценовую выгоду, и нельзя исключать риски, связанные с качеством и сроками курьерской доставки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру