Почему в Казахстане закрываются банки второго уровня

За период суверенитета 136 банков Казахстана ликвидировали в стране. Только сейчас семь банков проходят процедуру ликвидации. Еще два “шатающихся” сливаются в один. Последним в списке рухнувших стал Tengri Bank. Но, судя по всему, не последним.

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка 18 сентября лишило АО “Tengri Bank” лицензии на проведение банковских и иных операций. Причина - “ухудшение финансового состояния банка связано с низким качеством ссудного портфеля”.

И вновь выяснилось, что акционеры (как и в случае с БТА Банком) просто выводили средства со счетов финорганизации: основная масса проблемных кредитов (58 процентов) выдана лицам, связанным с казахстанскими акционерами банка в период с 2015 по 2017 год.

Уже с начала этого года у банка возникли проблемы с обязательствами по платежам и переводами. Проблемы начались сразу после того, как стало известно, что планировавшегося слияния активов трех банков - Tengri Bank, AsiaCredit Bank и Capital Bank - не будет. Клиенты массово забирали из банка средства, а агентство в марте 2020-го потребовало от крупного акционера банка докапитализации на 23 млрд тенге в срок до 30 апреля 2020 года. В апреле ввели лимиты на расходные операции по карточкам - сначала 50 тысяч тенге в сутки, чуть позднее - 100 тысяч. В первом полугодии Tengri Bank получил 11 взысканий от регулятора, в том числе три штрафа на общую сумму 4,3 млн тенге. Банк наказывали за несвоевременные платежи, нарушение пруденциальных нормативов и непредставление в установленные сроки плана мероприятий по докапитализации.

В агентстве считают, что из стабильно работающего банка до нынешнего состояния Tengri Bank довели отсутствие эффективной системы корпоративного управления и продолжающиеся внутренние корпоративные споры между мажоритарными и миноритарными акционерами. И теперь Фонд гарантирования депозитов будет возвращать казахстанцам замороженные на счетах уже бывшего банка деньги. В ограниченном, разумеется, количестве.

Tengri Bank - первое банковское разорение в этом году. Всего же в истории Казахстана случаев, когда финансовая организация терпела крах из-за некачественной работы менеджмента и акционеров, было очень много. Причем схема вывода денег везде одинакова.

Наурыз банк, основными клиентами которого были предприятия сельского хозяйства и физлица, хранившие почти два миллиарда тенге депозитов, еще в 2003 году был на хорошем счету - прибыль за тот год составила 90 млн. Но уже в 2005-м его признали банкротом: главу БВУ Оразалы Ержанова обвинили в выводе из банка 4,5 млрд тенге.

Аналогичная схема у двух самых громких банковских дел в Казахстане - БТА Банка и Валют-Транзит.

БТА Банк признавали банком № 1 в Казахстане. Но в 2009 году государство вынуждено было выкупить 78% его акций: руководство банка, как выяснилось, раздавая кредиты и покупая активы по заведомо завышенной стоимости, вывело из банка более $7,5 млрд. Чтобы спасти системообразующий банк, государство выкупило его акции, проводило переговоры с зарубежными кредиторами (когда БТА не смог погасить займы, ему объявили технический дефолт). В 2015 году собственником БТА стал Казкоммерцбанк. И спустя пару лет государство уже помогало Казкому - он настолько ослаб, что для слияния его с Халык Банком потребовалось 2,4 триллиона тенге из бюджета: Фонд проблемных кредитов выкупил отдельные активы и права требования у ККБ, оставшиеся ему “в наследство” от БТА Банка.

Вообще, БТА, Казкоммерцбанк и Народный Банк за последние 10 лет нередко фигурировали в списках поддерживаемых государством. И получили на свое “оздоровление” огромные средства.

2009 год. Государство влило в эти три банка 450 млрд тенге. Всего в 2009-2012 годы в БТА Банк из бюджета, Нацбанка и фонда направили около 1,53 триллиона тенге ($10,26 млрд).

2016 год. Краткосрочный заем Казкоммерцбанку составил 400 млрд тенге. В 2017 году туда же влилось 200 млрд в виде кредитной линии, 2,4 триллиона как погашение задолженности БТА.

В том же году еще три банка страны - АТФ, Евразийский Банк и Цеснабанк - получили от Нацбанка 653 млрд тенге помощи.

В целом в 2017 году из Национального фонда в республиканский бюджет был перечислен триллион тенге (1 092 941 288 400) для оздоровления банковского сектора.

В 2018 году Нурсултан Назарбаев впервые заявил, что необходимо реформировать банковскую отрасль. “Баловаться стали люди. Чуть-чуть деньжат соберут - приходят открывать банк. Нацбанк разрешение дает. Потом начинают уговаривать, бегают по улицам, по остановкам: “Мы даем огромные проценты! Вложите деньги к нам”. Люди верят и идут туда. А потом акционеры воруют эти деньги или раздают своим, аффилированным (лицам). Полное безобразие в банковской системе, - заявил тогда Елбасы. - Люди идут в банки, считая, что это государственная система. А на самом деле мошенники обманывают. Как БТА Банк разворовали? Шесть-семь миллиардов! До сих пор восстанавливаем... Я считаю, нормальный банк никогда не даст кредиты несостоятельным получателям. А у нас что получилось? Сами акционеры, заведомо зная, что не вернут, давали своим. Откатывали деньги, воровали! Этого не должно быть. Жестко должно быть. Много банков нам не нужно”.

Собственно, с этого времени началась активная работа как правительства по “давлению” на акционеров (впрочем, как показала история с Tengri Bank, проку от этого немного), так и самих банков по слиянию.

Сейчас в стране работают 28 банков.

О том, насколько акционеры заинтересованы в сохранении работоспособности банков и “в коня ли корм” помощь государства, будет известно по итогам следующей ежегодной оценки качества активов банков второго уровня. Теперь она стала частью надзорного процесса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру