Казахстанский бизнес единогласно против маркировки продуктов в рамках ЕАЭС

По сообщению пресс-службы Евразийской экономической комиссии, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) достигли принципиальных договоренностей о введении маркировки отдельных видов молочной продукции по мере готовности государств-членов.

Пока только Россия заявила о готовности к введению этой меры. Обязательную маркировку молока, сливок и мороженого со сроком хранения более 28 суток предполагают ввести с 20 января 2021 года. В отношении продукции меньшего срока годности, а также сгущенки, масла, сыра и творога маркировку могут ввести с 1 июля 2021 года. Пахта, йогурт и кефир могут начать маркировать в обязательном порядке с 1 октября 2021 года. Как ожидают, окончательное решение по этапам внедрения маркировки примут в ноябре.

По мнению Министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, расширение линейки маркируемых товаров влечет за собой дальнейшее сокращение “серой” продукции и фальсификата на рынке союза. А это с учетом социальной значимости молочной продукции позволит лучше обеспечивать безопасность и защиту прав наиболее уязвимых категорий граждан.

В мае 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предлагал отложить введение обязательной маркировки товаров в ЕАЭС. Он говорил, что бизнес находится в очень сложной ситуации.

“Нарушены планы развития производства, цепочки поставок, выросла кредиторская задолженность. Практически все ресурсы брошены на стабилизацию работы, сохранение рабочих мест. Поэтому исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов cоюза не является разумной мерой. Во всяком случае, на этом этапе развития нашей организации. К таким решениям, возможно, относятся планы по введению обязательной маркировки. Но этот вопрос, конечно же, должны рассмотреть правительства в рамках комиссии”, - говорил он касательно утверждения стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года.

Возможно, именно поэтому предприниматели РК обращаются за поддержкой к главе государства. Молочный союз, Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков, Ассоциация прямых продаж, Союз пивоваров, Ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, Мясной союз, Ассоциация торговых предприятий, Союз независимого автобизнеса, Масложировой союз, Союз пищевых предприятий, Союз свиноводов и Ассоциация фермеров написали обращение на имя Президента РК.

В нем они указали свою обеспокоенность по поводу предлагаемого российскими партнерами основного подхода по маркировке - внедрения форсированной высокозатратной обязательной тотальной маркировки на все виды товаров. Подхода, между прочим, принципиально отличающегося от международного опыта, где маркировку и соответствующую систему прослеживаемости вводили только на очень узкий круг товаров с доказанным уровнем контрафакта.

Производители подчеркнули, что недавнее решение совета ЕЭК о введении маркировки на отдельные виды молочной продукции принято без анализа регуляторного воздействия и целесообразности со стороны казахстанских уполномоченных органов, а потому ставит в безвыходное положение казахстанских производителей молочной индустрии.

“Мы в прошлом году делали расчеты по этому вопросу, посчитали табак, алкоголь, молочку, соки, парфюмерию, косметику и безалкогольные напитки. По этим семи категориям выходило, что около 18 млрд тенге ($41,8 млн) только за контрольный идентификационный знак в год мы будем оплачивать. Оператором маркировки назначен “Казахтелеком”, и мы ему должны будем ежегодно эту сумму оплачивать за “циферки”, - отметила исполнительный директор ОЮЛ “Ассоциация прямых продаж Казахстана” Анастасия Калашникова на пресс-конференции.

Но у государства для этого шага есть ряд своих причин.

Так, сегодня почти половина от производимого в Казахстане молока уходит на производство молочной продукции нелегальными компаниями, которые делают это зачастую в помещениях с антисанитарными условиями. Впоследствии творог, сметана, домашние сыры, курт реализуют на рынках и даже в супермаркетах под видом домашних. Но никто не дает гарантию их качества, никто не знает, в каких условиях они произведены, каков их состав и из какого молока их изготовили.

Нет никакой уверенности и в том, что даже действующие легальные производители не уклоняются от налогов. Не факт, что весь товар, реализуемый в сети супермаркетов, облагается полным объемом налогов без применения схем списаний продукции как просроченной, испорченной или поступившей с замятием упаковок.

Маркировку в этом случае вводят для дополнительного контроля, чтобы четко видеть реальные объемы производства товаров и по какой логистической цепочке они доходят до потребителей. Это параллельно позволит отслеживать чистоту работы супермаркетов и более мелких продуктовых точек по стране.

Возможно, указанные меры и приведут к закрытию более мелких производителей. Но в таком случае может открыться дорога более состоятельным бизнесменам, у которых есть средства для покупки высокотехнологичного оборудования, более качественного сырья, проведения лабораторных исследований и внедрения технологий, которые могли бы снизить себестоимость товара через внедрение экономичных и более разумных схем производства.

Но не стоит сбрасывать со счетов и наличие определенных особенностей развития казахстанского бизнеса - нередко государство требует от них социальной ответственности, при этом закрывая глаза на наличие серых схем: участие в благотворительных акциях в строительстве или благоустройстве социальных объектов.

Если предпринимателям придется выполнять несвойственные им функции и при этом вкладываться в новое оборудование при наличии вышеуказанных инициатив, то такая модель неминуемо может привести к закрытию любого бизнеса. А потому в этой ситуации может возникнуть дилемма, когда, с одной стороны, государство призывает бизнес выходить на прозрачные условия игры, а с другой - не снимает предыдущих, несвойственных им, функций.

Поэтому в таких условиях государству нужно будет полностью работать исключительно в условиях рынка, забыв о старых, даже совковых, методах работы. И принять к сведению, что закрытие действующих производств в наше непростое время пандемии может повлечь увеличение данных по безработице, что не сделает пользы стране ни в социальном, ни в экономическом отношении.