Подводные камни сетевого бизнеса

По данным, приведенным телеканалом «Хабар-24», карантинные меры, введенные с 5 июля, повлияли на работу больше 1,7 миллиона казахстанцев. Если одним работодателям удалось отправить сотрудников в отпуск без сохранения зарплаты, то другим пришлось и вовсе сократить штат. Дефицит работы в условиях пандемии кардинально сказался на роде деятельности некоторых граждан.

Подводные камни сетевого бизнеса

Те, кто прежде привык зарабатывать на жизнь умственным трудом, переквалифицировались в рабочих: строят дороги, благоустраивают улицы. Представители творческих профессий, актеры театров, блогеры вышли на работу официантами. Однако работы до сих пор хватает не на всех: класть бетон под силу не каждому, да и количество вакантных мест ограничено. Тем не менее изредка на некоторых сайтах или среди уличных объявлений встречаются заманчивые предложения, мимо которых, казалось бы, сложно пройти. Но на деле попытка найти работу может обернуться зря потраченными временем и средствами. Что это за вакансии и как уберечь себя от бесполезных походов на собеседования?

Одним карантинным днем обстоятельства вынудили корреспондента «МК» покинуть квартиру. Если быть точнее, закончились продукты, и путь мой лежал в расположенный во дворе моего дома небольшой продуктовый магазин. Закупившись продовольствием, отправилась обратно, на самоизоляцию. У подъезда мой взгляд приковал к себя ряд объявлений, наглухо приклеенных скотчем к кирпичной стене: «СРОЧНО дневной администратор» (внизу объявления приведен номер мобильного телефона). Рядом еще одно: «СТУДЕНТАМ: прием звонков, заполнение документов, ведение переговоров. Можно без опыта работы». Любопытство взяло верх, и я решила обойти двор полностью. Так я обнаружила еще пять подобных объявлений с оторванными от них контактными данными и, вернувшись домой, решила узнать, что действительно скрывается за заманчивым предложением занять вакантную должность в то время, когда работу найти так непросто.

Работа есть, оклада нет

Позвонив по каждому из найденных объявлений, я пришла к следующим результатам. Звонки по двум номерам не увенчались успехом: голос на другом конце провода формально ответил: «Номера телефона не существует». Зато обладатели других номеров, казалось бы, ждали моего звонка давно. И, как выяснилось, у всех нуждающихся в работниках компаниях один работодатель.

Ниже приведены выдержки из одного разговора без изменения словесной конструкции.

— Здравствуйте. Я шла по городу и наткнулась на объявление о предложенной вами вакансии. Написано: срочно требуется дневной администратор. Вы уже нашли его?

— Ну, смотрите, это торговая организация. А дневной, потому что работа в офисе, — ответил на другом конце провода позитивно настроенный голос женщины.

— В офисе?

— Вообще, да либо можно онлайн.

— Ага. А что продавать нужно?

— Мы работаем с оптовыми клиентами, и эта работа больше с документацией. Администраторы же что делают? Принимают звонки, заявки, сопровождают товары на склад. Вот такая работа.

— Интересно. У меня как раз большой опыт в торговой сфере. На своей прежней работе я начала от продавца консультанта и закончила менеджером. Но сейчас так случилось — в связи с переездом немного проблематично найти работу.

— Ну да. А вы в Алмату переехали? — уточнила женщина.

— Да, — подтвердила я, затем голос на другом конце провода уточнил откуда.

— А я из Павлодара. Очень приятно! — воодушевилась собеседница. — Вот, смотрите, как вас зовут?

— Оксана.

— Оксана, очень приятно, меня зовут Гульжазира. Вот смотрите, идея в чем? Идея в том, что это сетевое направление. Это не магазин, это сетевое направление. Если вас интересует, сразу оговоримся, что это за направление: работа в офисе, не бегаешь, сидишь с документацией, оформлением, деньги через «народник» получаешь. Если это все интересует, как бы можем провести собеседование.

— Очень интересует, но мне бы хотелось заранее узнать, что именно придется оформлять. Это будут продукты, медицинские товары, косметика, что это?

— Да, смотрите. У нас большой ассортимент, но мы не продаем товар. Мы не знаем цен, мы не материально ответственное лицо. Нам пришло заключение, мы его оформили из заказов, все оправили (интересно, как можно оформлять заказы, не зная цен?).

— А откуда пришло? Вы же знаете, что вы отправляете?

— Да. Люди приходят. Это со склада отправляют.

— То есть вы работаете с разными организациями?

— Да. Частные лица, в 20 городах Казахстана, — на этом моменте я начала припоминать что-то знакомое. — Ассортимент большой. Есть зубная паста, есть порошки, есть приборы, есть просто оздоровительные процедуры. Такой большой спектр.

— А как вы называетесь?

— Мы называемся просто частная организация, сотрудничаем с «Tiens Казахстан». «Тяньши», слышали?

— Да. Слышала.

— И что вы слышали?

— Знаете, слышала много разного, но также слышала, что некоторые люди там зарабатывали реальные деньги (да, конечно).

— Да, есть такое.

— А трудоустройство официальное?

— Ну да. Договор же оформляем. Потом же деньги вы получите через народный банк. Все официально. 10-го числа. Бонусы. Ну это, Оксана, все при встрече, сами понимаете.

— А везде по-разному.

— Процент тут плюс-минус. Тут процентовка до 45 процентов. Поэтому от этого доход больше. Если плюс-минус идут 150 тысяч, иногда доходит до 500. Поверите?

— Звучит очень правдоподобно, — воодушевленно произнесла я.

— Вот именно! Так что вы подойдите на стажировку завтра. Прям не тяните, потому что это все серьезно, и обговорим все детали, прям не парьтесь, не переживайте. Подойдете завтра в 9.30. Смотрите, Оксана, два дня проходите, два часа в день. Если интересно, остаетесь, сразу знакомитесь со складом, с сотрудниками.

— В 9.30? А куда подходить? — спросила я и «записала» адрес, — я вам позвоню, когда доеду. Ожидайте...

На собеседование я так и не пошла, потому что когда-то во времена студенчества подобный опыт был. Как мы помним, компании, связанные с сетевым маркетингом, пришли на рынок труда СНГ еще в середине 90-х годов. В то время подобные вакансии ни у кого не вызывали подозрения. Люди верили: там действительно можно заработать, устраивались на работу и с воодушевлением привлекали в «бизнес» своих знакомых. Но, видно, мало что изменилось, судя по тому, что подобные компании существуют до сих пор. Да и времена нынче тяжелые — большинство из нас хватается за соломинку или за любые призрачные возможности заработать. Как недавно произошло с одним из наших читателей.

О чем говорят сетевики

Незадолго до карантина Серик потерял работу. Предыдущая работа практически не оставляла свободного времени, поэтому первая цель, которую он преследовал, — гибкий график. Перебрав несколько вариантов, наш герой наконец-то наткнулся на интересное объявление. Прогрессивная компания искала целый штат сотрудников: тайный покупатель, менеджер, консультант, продавец. «То, что надо», — подумал он и откликнулся на объявление. Прибыв на собеседование, Серик огляделся: недостроенный бизнес-центр. Заляпанные столы. Не очень-то презентабельный вид для офиса прогрессивной компании. В это время приветливо настроенный администратор попросил его заполнить нехитрую анкету, состоящую из 30 вопросов в духе: желаемый доход, кем вы хотите работать, сколько вам лет, ваши представления о бизнесе. Серик благополучно заполнил анкету, после чего его отпустили, пообещав рассмотреть кандидатуру на должность «тайного покупателя».

Через день раздался звонок. Звонил все тот же администратор. По телефону он высказал восхищение анкетными данными Серика: «У вас такие данные! Не хотите попробовать себя в чем-то более «серьезном», не тайным покупателем, а, к примеру, главным представителем? Вы подходите нам идеально! Если вам интересно, вы должны пройти весь курс обучения, посетив две лекции...».

Молодой человек согласился и вечером того же дня пришел на лекции. Его встретили, сделали пропуск (наклеили на картонку фото и поставили подпись). После чего намекнули на то, что он должен сдать деньги на обучающие материалы. Парень спросил про договор о возврате денег, и ему с улыбкой вручили в руки. Формально условия, описанные в договоре, не вызывали подозрений. Серик подписал его и отдал деньги, взамен получив диск с видео. Потом его проводили в зал, в котором уже были люди. Человек семь разного возраста: студенты, домохозяйки, пенсионеры. Все они тоже были претендентами, но на другие должности. «Лекция» началась и продлилась ровно три часа. Первым выступал мужчина в мятом пиджаке, его выступление длилось ровно час. Два остальных часа внимания аудитории заняли две его коллеги. Как позже признал Серик, все они были «подвешены на язык». На протяжении этого времени они поведали о своих лидерах, говорили о неограниченных возможностях заработка в их компании. Люди в свою очередь воодушевленно реагировали, записывая в тетради новые стратегии развития бизнеса. В ходе лекции лекторы также пояснили: чтобы добиться успеха, важно самому использовать продукцию компании и подписывать под себя активных деятелей, которые на определенную сумму купят этот товар. Таким образом, половина суммы от купленного ими товара переходит вам. Именно тогда Серик вспомнил рассказы своих знакомых, уже посетивших подобные «мероприятия». Лекцию вели представители знаменитой компании «Тяньши». Молодой человек вышел из здания и, направившись на остановку, осознал: ему не дали оригинал (даже копию) договора о возврате денег за обучающий материал. Итог: Серик потерял 5000 тенге и потратил кучу времени.

Признаки «сети»

Чем же может «выдать» себя сетевой маркетинг в коротких объявлениях о вакансиях? Вот несколько признаков, встречающихся в тексте объявлений.

Во-первых, стоит обратить внимание на возраст потенциального соискателя, опыт работы. Как правило, на каждую конкретную вакансию у реального работодателя есть свои требования о возрасте и опыте. Именно этот пункт является первичным фильтром отсева потенциальных кандидатов. Да, это противоречит действующему Трудовому законодательству, но реальность такова. Вакансии же сетевых компаний подходят всем — от пионера до пенсионера. Возраст потенциальных кандидатов в рамках от 20 до 60 лет либо написано «возраст не имеет значения». То же касается и образования.

Помимо этого стоит обратить внимание на перечень должностных обязанностей. Когда работодатель готов платить деньги за выполнение конкретной работы, он пишет об этом в объявлении о вакансии. Дополнительно указываются рабочий график, наличие соцпакета и другие условия. Если вам предлагается «работа с документами», «работа в офисе», «работа со свободным графиком», «отличные перспективы», то вы читаете вакансию сетевого маркетинга. Ни одного конкретного требования в ней вы не найдете.

Как правило, размер зарплаты, указанной в объявлениях сетевого маркетинга, вызывает легкое недоумение — такой заманчивый вариант при минимальных усилиях с вашей стороны. Но на деле все зависит от «процентов». Серьезный работодатель имеет конкретные требования к соискателю вакантной должности. Поэтому он жестко оговаривает свои требования к кандидату. И именно поэтому он готов платить конкретные деньги за вашу работу.

И, наконец, ответ на главный вопрос, связанный с этой темой: можно ли вообще заработать денег в этой сфере? Конечно, можно. Но это удается небольшому проценту людей. Нужно понимать, что сетевая компания — это бизнес, принадлежащий компании. И в действительности, как и в финансовой пирамиде, в ней по-настоящему высокий доход имеют лишь ее создатели. Конечно, сам по себе сетевой маркетинг не является чем-то противозаконным или преступным. Но все же лучше четко понимать, что вас ожидает и стоит ли оно потраченного времени и денег.