Об изменениях на казахстанском рынке недвижимости рассуждает казахстанский экономист Олжас Тулеуов в посте в своем телеграмм-канале Tengenomika, сообщает zakon.kz.
По итогам мая на рынке недвижимости Казахстана после карантинного мартовско-апрельского "застоя" наблюдалось некоторое восстановление активности.
«В частности, за последний весенний месяц 2020 года по мере прекращения действия режима ЧП и жесткого карантина количество операций купли-продажи недвижимости выросло сразу на 230%, что, разумеется, объясняется исторически низкой базой, наблюдавшейся в апреле. Вместе с тем, годовое изменение количества сделок на рынке жилой недвижимости все еще остается в отрицательной зоне. Так, общее майское количество сделок в 17 210 единиц оказалось на 37% ниже по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года. При этом, в апреле годовое падение активности на рынке недвижимости составляло 81%», – написал Олжас Тулеуов.
Однако цены на жилую недвижимость в мае вновь начали заметно расти. В апреле прирост цен за квадратные метры был нулевым. В свою очередь, в мае к апрелю цены на первичное жилье выросли на 0,2%, на "вторичку" - сразу на 1%, при этом оба показателя оказались максимальными с начала пандемии. Если же говорить о годовом приросте цен на жилье в мае, то в отношении нового жилья он составил 5,7%, вторичного жилья – 7,6%, что является наибольшим приростом с 2015 года.
Таким образом, в мае вкупе с ростом цен на жилье произошел месячный скачок операций купли-продажи на рынке жилой недвижимости. Это может указывать на то, что платежеспособная часть населения, вероятно, в целях сохранения сбережений на фоне высокой экономической неопределенности решило вложиться в материальный актив в виде жилой недвижимости. При этом, рост цен на жилье может объясняться не только данным фактором повышенного спроса, но также предыдущим (в марте и апреле) скачком курса доллара США, что с временным лагом отразилось как на удорожании импортных поставок строительных компаний (новое жилье), так и ухудшении ожиданий продавцов вторичного жилья. Такие выводы делает Олжас Тулеуов.