Платные дороги в Казахстане по-прежнему убыточны

26.05.2020 в 17:38, просмотров: 878

Платные дороги не способны выйти на самоокупаемость - несмотря на возможность собирать плату за пользование ими напрямую с автолюбителей, они все равно будут питаться из бюджета. Иными словами, есть вероятность, что “дорожники” с налогоплательщиков будут брать трижды: один раз через кассу, второй раз - в виде транспортного налога и третий раз - в виде дотаций из республиканского бюджета на ремонт.

В сети появились публикации определенного характера, которые некоторые специалисты называют попытками прощупать общественное мнение. Так, в некоторых сетевых изданиях появилась расширенная информация с комментарием со стороны специалиста АО “НК “КазАвтоЖол” (национальный оператор дорог республиканского и международного значения) относительно размеров тарифов за проезд по платным дорогам. Публикация, казалось бы, позитивного характера сообщает нам о том, что, несмотря на суровые времена и кризис, поднятия ставок по тарифам за проезд по платным дорогам не предвидится и не планируется.

Далее приводят цитату непосредственно со стороны НК “КазАвтоЖол”. Цитата, к слову, безымянна. Выглядит следующим образом: “Новая институциональная модель предусматривает сохранение текущих ставок с учетом субсидирования расходов на средний и капитальный ремонт со стороны государственного бюджета”. Автор добавляет стандартную формулировку “пояснили в нацкомпании”.

Что не так? На наш взгляд, происходит следующее: нас пытаются подготовить к тому, что, несмотря на платность дорог, ремонт все равно будет осуществляться за счет бюджетных средств. То есть за счет налогоплательщиков. При этом обществу с каждой трибуны последнее время говорили о ловкости фокуса платных дорог - мол, зато из бюджета деньги брать не будем! Теперь согласно “новой институциональной модели”, платные дороги все равно будут дотироваться из бюджета. Зато тарифы останутся на прежнем уровне.

Ситуация совершенно неоднозначная. Хотя бы потому, что цитата не подписана. И даже при том, что издание авторитетно, за язык кого-то из НК “КазАвтоЖол” поймать в этом случае очень тяжело. А вот мнение по этому вопросу складывается: привыкайте к платным дорогам, а то, что содержание этих дорог подразумевает также дополнительные бюджетные траты - ну вам-то какое дело, не ваши же деньги...

Параллельно авторы публикации рассказывают нам о том, что в ближайшее время, в течение будущих четырех лет, 11 тысяч километров дорог в Казахстане обретут статус платных. Не стоит думать о том, что у Казахстана или потенциальных инвесторов есть возможность за столь короткий срок построить такое количество километров “автобанного” класса. Решать этот вопрос будут гораздо проще - бумагой. И уже, как видно, начали. По большому счету, проект, условно назовем его “Частные платные дороги Казахстана” (ведь Закон “Об автомобильных дорогах” допускает частную форму собственности (статья 4, пункт 1 упомянутого закона), требует фактически только установки платежных рамок для того, чтобы начать работать. Все эти дороги уже есть - они оплачены фактически из кармана налогоплательщиков. И по всей видимости, проект продолжит работать традиционно - “средний и капитальный ремонт со стороны государственного бюджета”. То есть основные работы и траты, ради которых вроде бы как решили связываться с платными дорогами в принципе, все равно ложатся на плечи налогоплательщиков.

Кстати, за 2019 год платные дороги Казахстана принесли почти 5,5 млрд тенге ($13 млн). Согласно официальному сообщению Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР РК), бюджету из этих денег ничего не светит - 3,8 млрд тенге ($9 млн) направили на содержание платных дорог, а оставшиеся 1,6 млрд тенге ($3,8 млн) - на обслуживание системы оплаты. Получается, что система кормит лишь саму себя. Все. Теперь давайте посчитаем, сколько примерно заработает весь проект, если введут 11 тысяч километров платных дорог. Всего у нас в стране, согласно сообщению МИИР РК, 682 километра платных дорог (Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Хоргос и Алматы - Капшагай). Несложный расчет показывает, что каждый километр сможет приносить около восьми миллионов тенге. Итого после ввода 11 тысяч километров проект сможет зарабатывать около 88 млрд тенге ($209,5 млн) в год. При этом совершенно неизвестно, сколько еще будет потреблять из государственного бюджета.

В общем, остается только гадать - действительно было принято решение (кулуарно) позволить проекту платных дорог питаться еще и из бюджета или эта цитата, скажем так, “опечатка”, “техническая накладка”. Причем такая, под которой никто не захотел подписаться.



|