Штрафы и аудит – бонус казахстанским предпринимателям по итогам карантина

Если представитель бизнеса не сможет дозвониться аудиторам, чтобы их пригласить, или, так и не дождавшись проверки, все же начнет работать, его обязательно оштрафуют более чем на 270, 550 тысяч или почти на 1,4 миллиона тенге. Ведь если ты не проходишь аудит, получается, не соответствуешь установленным нормам и требованиям.

Напомним, для того чтобы вернуться к нормальной жизни, бизнесу (тем, кому постепенно разрешают работать во время карантина) надо подать заявление на прохождение специальной проверки на соответствие нормам санэпидемиологической безопасности. Контролеры успевают не ко всем одинаково, что в свою очередь создает неравные условия на рынке

К сожалению, предприятия МСБ с введением карантина и ЧП оказались в наиболее невыгодном положении. Самозанятые относительно будущего своего дела настроены крайне скептически - период тотальной самоизоляции и все еще действующего карантина отбросил многих предпринимателей далеко назад. Ведь почти или полностью потеряна наработанная клиентская база, не все арендодатели готовы идти на уступки. Конечно, государство работает над поддержкой МСБ (впрочем, как и крупного бизнеса). Например, облегчает налоговый режим, дает распоряжения на отсрочку по кредитным платежам. Однако на местах поддержку представителям бизнеса оказывают не всегда грациозно. И первое, что мешает - существенные штрафы в случае если “точка” начинает работу без прохождения специального аудита. При этом не всегда по своей вине.

Безусловно, соблюдение санэпидемиологических норм в период пандемии стратегически важно. Является в том числе и вопросом экономического благополучия государства - никто не выиграет от продолжения режима самоизоляции. Проблема сегодня - в нависшей угрозе штрафов, которые могут быть определены не по вине представителей бизнеса. По их мнению, сейчас механизм проведения аудита проработан откровенно слабо и доставляет довольно много неудобств. Например, колл-центры, в которые необходимо подать заявку на приглашение комиссии, перегружены чрезвычайно. В частности, по Алматы - большинство из 10 номеров, как обещали в свое время “оперативной связи”, постоянно находятся в режиме “линия занята”. Остальные - в режиме “аппарат выключен”. Тем самым самозанятым приходится буквально сидеть в режиме дозвона.

Подобную ситуацию чиновники предвидели и предусмотрели альтернативный вариант - официально по каждому району города опубликованы адреса электронной почты, куда можно подать заявление, просьбу на прохождение аудита на соответствие санитарным нормам, а после, наконец, начать работу, если, конечно же, род деятельности твоего предприятия в списке разрешенных. Но в этом случае представители МСБ сталкиваются с другой проблемой - с практически отсутствующей обратной связью. Письмо уходит почти в никуда - сиди и жди ответа, когда поставят в очередь.

Разрабатывая нормы открытия организаций, многое представляли иначе. Как говорится, централизованно и цивилизованно. На деле контролеры, не обязанные беспокоиться о финансовом благосостоянии представителей бизнеса города, естественно, никуда не торопятся. Результат - дефицит внимания проверяющих, нерасторопная, неповоротливая работа механизма запуска.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Да. Это “сидеть” до окончания карантина - так сегодня получается проще и дешевле. И складывается впечатление, что конкретно на это и сделан расчет, к этому и подталкивают. Причину мы видим одну - на всякий случай любыми путями снизить риск распространения угрозы заражения. А вот бизнес, самозанятые видят причину другую - не допускать “лишних” на еще довольно сжатый рынок услуг ввиду небольшого количества людей, которые имеют право, скажем так, распоряжаться режимом самоизоляции по своему усмотрению. Например, ввиду производственной необходимости продолжают работу, покидают дома и способны потреблять услуги.

При этом не ко всем представителям бизнеса чиновники относятся одинаково - кто-то получает больше внимания и следовательно получает возможность начать работу раньше. Все это приводит к возникновению неравных условий на рынке, неравных стартовых позиций. Что, в свою очередь, является благоприятным климатом для возникновения коррупции. Учитывая минимальный размер штрафа (100 МРП - 277 800 тенге), “разовый платеж” за продвижение в очереди, исключительно гипотетически, может составлять внушительные до 50% от минимального штрафа. Это для микро- и малого бизнеса. В случае со средним штраф равен 200 МРП, а в случае с крупным - 500 в соответствии со статьей 462 КОАП РК. Поэтому, считают независимые эксперты, сложившаяся ситуация с ограничением работы в период действия карантина, точнее с необходимостью получения разрешения на запуск после простоя, в некоторых случаях может и не пройти антикоррупционную проверку...

Складывается впечатление, что произошел временной скачок и мы вернулись в далекое прошлое, когда коммерсанты с благоговейным трепетом ждали комиссию из состава “налоговиков” или “пожарников”.

Кстати, не исключено, что после карантина чиновники включат репрессивную машину на полную мощность. Напомним, как в конце апреля представители городских властей указали - оказывается, разрешения на доставку непродовольственных товаров никто не давал. Следовательно, некоторые компании работали, получается, с нарушением режима.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру