Что мешает Казахстану развивать легкую промышленность?

Учитывая снижение запасов полезных ископаемых, падение цен на нефть и очередную волну кризиса, легкая промышленность могла бы стать одной из отраслей для диверсификации экономики Казахстана. Однако этому мешает ряд факторов.

Что мешает Казахстану развивать легкую промышленность?

У разбитого корыта

Во времена Казахской ССР легкая промышленность включала в себя 14 направлений и 69 промышленных объединений и предприятий. Она формировала более 25 процентов бюджета республики. В отрасли в 1985 году работали 203 тысячи человек, выпускали более двух тысяч наименований продукции, а доля отрасли в общем объеме производства республики составляла более 15 процентов, легкой промышленности СССР — четыре. Такой успех объяснялся тем, что рынок был закрыт и ввоз импортной продукции ограничен.

В те времена ввели в действие предприятия-гиганты: Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК), Джамбульский кожевенно-обувной комбинат, Кустанайский камвольно-суконный комбинат, Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат. Все они работали на отечественном сырье и выпускали сотни видов изделий. Некоторые были градообразующими.

После обретения страной независимости многие фабрики прекратили свое существование. Сегодня в республике из 1071 всего 40 крупных и средних предприятий легкой промышленности. Некоторые подотрасли и вовсе представлены только одним крупным или средним предприятием. При этом средняя загруженность мощностей составляет чуть более 26 процентов. Влияние легкой промышленности на экономику нашей страны сейчас незначительно. Ее удельный вес в обрабатывающей промышленности — не более 1,2 процента. Внутренний спрос обеспечивается не более чем на 10 процентов (порог экономической безопасности составляет 30 процентов). При этом около восьми процентов приходится на швейную и текстильную подотрасли, на кожевенно-обувную — менее 2 процентов. Оставшиеся 90 процентов рынка занимают импортные товары. Одевают казахстанцев такие страны, как Турция, Китай, Бангладеш, Узбекистан, Кыргызстан и Италия. Статистика фиксирует, что рынок импортной одежды в республике превосходит собственное производство почти втрое.

Между тем эта отрасль активно развивается в мире, поскольку она обладает немалой социально-экономической значимостью, обеспечивая высокую занятость трудоспособного населения, в частности женского. Ее важность состоит и в том, что по уровню потребления она занимает вторую позицию, уступая лишь рынку продовольственных товаров. Мировой объем только рынка одежды и обуви составляет 1,7 триллиона долларов — столько же, сколько ВВП Канады. В 2019 году объем мирового текстильного рынка оценивался в 961,5 миллиарда долларов. В год в мире производится 150 миллиардов предметов одежды, то есть по 20 предметов одежды на одного человека. За последние 15 лет потребление тканей и одежды выросло в странах ЕС на 90,5 процента, в США — на 99,3 процента, в Японии — на 220 процентов.

Сдерживающие факторы

Что же мешает Казахстану развивать свою легкую промышленность? В первую очередь это дороговизна производства. Отечественные предприятия вынуждены конкурировать с азиатскими производителями, использующими более современное оборудование и дешевый труд. Коэффициент обновления оборудования на казахстанских фабриках легпрома составляет три-четыре процента в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств, а на зарубежных фирмах этот показатель составляет 15-17 процентов, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны государства. Отечественные предприятия зачастую не могут получить кредитование в банках. А последние при рассмотрении заявок от бизнеса оценивают залоговое имущество по очень низким ставкам, не рассматривают в качестве такового будущие контракты. После получения кредита предприятия вынуждены начинать оплату еще до того, как построят помещение и завезут оборудование.

Еще один сдерживающий фактор — дефицит натурального отечественного сырья, прежде всего кожи и шерсти. В себестоимости казахстанской продукции оно составляет около 60 процентов. При этом в стране есть все, чтобы производить качественную одежду. Наш хлопок-сырец отличается от узбекского тем, что его волокна более жесткие, соответственно ткань более прочная. Потенциал обусловлен близостью регионов, производящих сырье (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан), а также рынков сбыта (Россия, азиатские и европейские страны, Ближний Восток). Но необходимо решить проблему нехватки сырья, которая вызвана сокращением сырьевой базы. Только 2 процента хлопка-волокна обрабатывается в стране до готовой продукции. Около 90 процентов сырья экспортируется за рубеж, как и сырье, подвергнутое первичной обработке. Вся шерсть, состриженная с миллионов овец, шкуры, собранный хлопок, лен и прочие результаты труда фермеров сегодня не дают никакой добавленной стоимости. Они не становятся конечным продуктом, а в сыром виде уходят за рубеж и уже там превращаются в шубы, кожаные куртки, костюмы и платья. А швейная промышленность вынуждена использовать в работе импортные ткани, пряжу, нити, фурнитуру, которые в Казахстане практически не производятся. Это влечет за собой высокую стоимость изделий и их неспособность конкурировать по цене с импортной продукцией. К тому же предприятия не могут покупать в больших количествах сырье (ткани, фурнитуру), поскольку у них нет больших заказов. Отсюда высокая цена, поскольку объемы небольшие, а скидки маленькие. Для решения этих проблем необходимо ввести высокие пошлины на вывоз продукции с низкой степенью обработки. А экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью — стимулировать путем предоставления льгот. Такой метод стимулирования производства готовой продукции успешно внедрили в Китае.

Попытки были и в Казахстане. В частности, год назад приняли Дорожную карту, по которой практически все мероприятия выполнены. Однако этот документ не решает в комплексе проблемы, стоящие перед легкой промышленностью. Он, скорее, выполняет пожарную функцию. Но, погасив пожар в одном месте, разжигает в другом. Так, введение запрета на вывоз шкур КРС автомобильным транспортом c территории Казахстана сроком до пяти лет уже привело к разорению некоторых предпринимателей, которые занимались сбором шкур, и убыткам животноводов. При этом требования к предприятиям, закупающим сырье, и, собственно, в чьих интересах эту меру ввели, не были четко прописаны. В итоге, воспользовавшись безвыходной ситуацией поставщиков, они снизили закупочную цену.

Недоумение вызывает и ценообразование на сырье. Килограмм овечьей шерсти стоит около 200 тенге, макулатура оценивается в три тенге за килограмм. Понятно, что за такие цены мало кто станет заниматься сбором сырья. В итоге шерсть сжигают, закапывают в землю или используют для утепления сараев. Макулатура идет на мусорную свалку, а кожа исчезает из поля зрения, так как ее контрабандой вывозят за рубеж. Созданные для переработки шерсти предприятия осваивают не более 10-12 процентов снятой шерсти в своих регионах, кроме Атырауской области. Не ведут контроль за развитием тонкорунных и каракулевых овец, бывших когда-то гордостью страны. Не уделяют внимание пушно-меховым животным, сбору пера и пуха птиц, коз, овечьей и верблюжьей шерсти. Поэтому было бы целесообразно открывать промартели, фабрики надомного труда, которые будут закупать сырье и в дальнейшем продавать его производителям легкой промышленности. В свое время Кокшетауская фабрика надомного труда давала работу для 1300 сельских жителей, а отработанные латексом голицы обеспечивали полную потребность нефтяников и рыбаков всего СССР.

Теневой импорт сводит на нет все усилия предпринимателей. Контрафакт дешевле за счет низкого качества из-за отсутствия налогов и пошлин. Мы импортируем в 17 раз больше продукции легкой промышленности, чем продаем на экспорт.

Основная масса предприятий легкой промышленности сегодня не готова к выполнению больших заказов и не способна несколько раз в год менять линейки продуктов в зависимости от сезона. В прошлом году доля легкой промышленности в структуре промышленного производства составила незначительные 0,4 процента. Если завтра эта сфера исчезнет, то рядовые потребители этого и не заметят.

К тому же есть немало проблем с реализацией. Отечественную продукцию легкой промышленности реализуют в небольших магазинах, которые не образуют сети. Розничные цены на казахстанские товары, как правило, формируют с наценкой в тричетыре раза больше закупочной, что делает торговые площадки просто недоступными для них. Также, по мнению психологов, на одежду, пошитую в Казахстане, нет спроса не столько из-за ее качества, сколько из-за недостатка рекламы.

Еще один немаловажный вопрос — недостаток квалифицированных кадров. Существуют высокая текучесть кадров и дефицит не только рабочих, швей, портных, но и технических работников высшего и среднего звеньев. Несмотря на то, что в стране достаточно учебных заведений, готовящих специалистов для этой сферы, многие выпускники не хотят связывать свою карьеру с производством, учитывая тяжелые условия труда и низкую заработную плату. При этом повышение заработной платы работников предприятий легкой промышленности значительно сдерживается низкой стоимостью продукции конкурентов. Поэтому решение кадрового вопроса требует внедрения новых подходов к управлению персоналом. Казахстанским производителям необходимо научиться шить универсальную, удобную, красивую одежду, прежде всего создавать бренды, а это идея и работа высокопрофессионального дизайнера-художника.

Сейчас легкая промышленность в Казахстане во многом поддерживается ведомственными госзаказами, за счет которых предприятия пока еще находятся на плаву. Но в государственных закупках участвует большое количество поставщиков. Ориентируясь на низкую цену, заказчик получает некачественный импортный товар. Следовательно бюджетные средства выводят из страны, спонсируя развитие экономики других стран. В этой связи нужно сфокусировать госзаказы на одном уполномоченном органе и регулировать нормы демпинга во избежание ухудшения качества товаров. Пересмотреть нужно и срок договоров в оборонном заказе. Поскольку сегодня они краткосрочны, что подавляет инвестиционную активность производителей.

Для вывода легкой промышленности из затянувшегося кризиса нужно решить ряд проблем: ускорить техническое перевооружение предприятий, защитить внутренний рынок страны от экспансии импорта путем введения специальных пошлин и квот на дешевый импорт из Юго-Восточной Азии, провести финансовое оздоровление предприятий. Такие меры, которые, как правило, носят временный характер, в свое время принимали в США, Турции и других странах.

Помощь от государства

В Китае, Турции и Индии легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальных экономик. В большинстве из них разработали программы поддержки отраслей легкой промышленности, включающие меры государственной поддержки производителей.

У легкой промышленности Казахстана тоже огромный потенциал роста. При среднегодовом расходе в 350 тысяч тенге в год на человека и численности населения в 18,3 миллиона человек емкость рынка составляет 6,4 триллиона тенге. В последние четыре года наблюдается увеличение экспортных поставок постельного белья в 96 раз и текстильных изделий в 25 раз. Также основными статьями экспорта в 2019 году стали хлопчатобумажная пряжа, упаковочные мешки и пакеты. Основной объем экспорта хлопкового волокна и пряжи осуществлялся в Китай, Молдову, Латвию, текстильных материалов — в Китай и Россию, постельного белья — в Россию. Помимо этого существует огромный рынок продукции, приобретаемой на бюджетные средства.

Но принятые в свое время «Программа импортозамещения в легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы» и «Программа по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы» ощутимых результатов не дали.

В 2020-2024 годы планируют реализовать 41 инвестиционный проект в легкой промышленности на 52 миллиарда тенге с созданием 1,3 тысячи рабочих мест.

Однако, как считают некоторые депутаты, принимаемые разного рода программы и дорожные карты нацелены не на долгосрочную перспективу развития отрасли. В этой связи они предлагают выделить легпром в отдельный подвид обрабатывающей промышленности на законодательном уровне. Кроме того, понятие «легкой промышленности» не регламентировано в законодательстве. Соответственно, и нет по этой отрасли официальной статистики. Ее доля просчитывается вручную в составе обрабатывающей промышленности с учетом каждого вида производства по отдельности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру