Минторг с радостью потирает руки - все больше предпринимателей переводят торговлю в онлайн-плоскость. Для правительства рост интернет-торговли это, с одной стороны, возможность прослеживания финансовых потоков в торговле, с другой - возможность снижения цен на товары за счет устранения логистических расходов. Ну и, конечно, шанс экспортировать товары зарубежным покупателям.
В последнее время все больше жителей Земли применяют практику: в магазине примерил/потрогал, в интернете заказал. Основной довод, который приводят интернет-покупатели: удобно и дешево. И действительно, аренда торговых площадей и доставка “фирменных товаров” до страны назначения (включая и Казахстан) самими продавцами удорожает товар порой в разы. Даже по сравнению с интернет-магазинами, в которых надо оплачивать доставку. Вот и ходит народ в магазин присмотреться и примерить вещь, чтобы потом купить в интернете ее же, но с существенным “естественным” дисконтом.
По причине возросшей популярности интернет-площадок по всему миру все больше магазинов переходят в онлайн. За последние два года только в США закрылись более 10 тысяч офлайн-магазинов.
В США и Великобритании ожидают, что электронная коммерция составит четверть от общего объема розничных продаж уже через пять лет.
У нас до четверти еще далеко. По данным Минторговли РК, текущий показатель электронной коммерции в стране - 3,7%. Впрочем, эту цифру планируют довести до 10% к 2025 году. А судя по темпам роста этой сферы в Казахстане, вполне возможно, что план удастся перевыполнить.
Интересно, что больше всего граждан стимулирует даже не рост интернет-магазинов (их в стране всего две тысячи, причем юридически таковыми признаны всего 579 субъектов, подавших заявления на налоговые льготы, то есть эти 579 площадок через интернет делают более 90 процентов всех продаж), а рост владельцев смартфонов. Число совершающих покупки через гаджеты в Казахстане даже превысило среднемировой показатель: 65% против 54%.
Есть еще один важный фактор, стимулирующий рост интернет-коммерции: повышение доверия населения к безналичным платежам: за 2019 год объем безналичных платежей увеличился в 2,3 раза и составил около 14,4 трлн тенге. “Рост обусловлен развитием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кэшбеки, а также активным использованием безналичной оплаты на всех видах общественного транспорта”, - сообщил глава Минторговли Бахыт Султанов. Добавив, что в стране действуют 13 крупных торговых площадок (Kaspi.kz, flip.kz, chocofamily, mechta.kz и другие).
В ближайшее время наращивание процентов электронной коммерции в общем объеме розничных продаж ожидается за счет активного подключения продтоваров и международных направлений. Министерство торговли уже взяло под крыло разработку электронных платформ Onay Bazar и HappyFood.kz. Они не только позволяют потребителю купить товар не выходя из дома, но и сэкономить: за счет сокращения цепочки перекупщиков стоимость продуктов снижается на 10-15%.
Цифровизация позволит еще и расширить экспортные направления. На “Алиэкспресс” уже начали торговать 22 казахстанские компании, они планируют до конца года продать товаров на 28 млн долларов, на Wildberries 21 казахстанская компания уже реализует 594 вида товара в страны ЕАЭС и планирует выход на пространство ЕС.
В казахстанских интернет-магазинах казахстанцы оставили в прошлом году 422 млрд тенге, или 1 млрд долларов США (на международных интернет-площадках - 280 млрд тенге, или 736 млн долларов США). “Количество покупок возросло до 40,5 миллиона штук посылок, - сообщил глава Минторга Бахыт Султанов. - При этом основной рост - более чем в 2,5 раза - произошел на внутреннем рынке, составив 22 миллиона посылок. В 2019 году количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 миллиона человек”.