В селах Казахстана основная часть бюджетов тратится на акимов и их нужды

Эксперты Transparency Kazakhstan разработали интерактивную карту сельских бюджетов Казахстана. В ней отображены расходы 3 255 сел, поселков, сельских округов и городов районного подчинения на 2019-2021 годы.

С 2018 года в Казахстане внедрен так называемый четвертый уровень бюджета, согласно которому все малые поселки с населением более 2-х тыс человек имеют возможность самостоятельно утверждать бюджет своего сообщества, определяя, на какие локальные проблемы будут потрачены средства. 90% таких бюджетов формируются за счет налогов и платежей самих жителей.

В организации проанализировали, на какие виды расходов закладывают средства местные власти.

Результаты показали, что больше всего бюджетов четвертого уровня приняли власти Алматинской, Туркестанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской областей.

Меньше всего бюджетов имеют локальные сообщества Мангистауской и Северо-Казахстанской областей.

Ни одного бюджета четвертого уровня не приняли власти в Каракиянском районе Мангистауской области и районе Аккулы Павлодарской области, хотя плотность населения позволяла этим сообществам иметь собственные бюджеты.

Все бюджеты принимались в формате решений маслихатов, объединенные в нормативные правовые акты на уровне районов либо сельских округов.

Примечательно, что в топ 10 самых крупных затрат 2019-2021 гг. вошли расходы на: деятельность и содержание аппаратов сельских акимов, капитальный ремонт административных зданий, прочие расходы, освещение улиц, благоустройство и озеленение населенных пунктов, обеспечение санитарии населенных пунктов, дошкольное обучение и образование, обеспечение функционирования автомобильных дорог.

Меньше всего в бюджетах 2019-2021 г. предусмотрено средств на: обеспечение занятости населения на местном уровне, строительство и реконструкция автомобильных дорог, водоснабжение населенных пунктов, содержание мест захоронений, социальная помощь населению, здравоохранение и доставка тяжелобольных людей до ближайшей организации здравоохранения, спорт, управление коммунальным хозяйством.

Ни в один бюджет четвертого уровня 2019 г. не были заложены средства на: содержание мест захоронений и погребение безродных – не предусмотрено в Мангистауской и Кызылординской областях; водоснабжение – не предусмотрено в Мангистауской области; благоустройство населенных пунктов – не предусмотрено в Жамбылской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях; дошкольное образование – не предусмотрено в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях; начальное, основное и среднее образование – не предусмотрено в Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях; культуру, спорт, туризм – не предусмотрено в Западно-Казахстанской области, спорт и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий – не предусмотрено в Северо-Казахстанской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Актюбинской, Акмолинской областях; культурно-досуговая деятельность – не предусмотрено в Акмолинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях; ремонт дорог – не предусмотрено в Атырауской и Павлодарской областях.

В 2020 году ситуация не улучшится. Не стоит ожидать улучшений и в 2021 г, поскольку депутаты и акимы утвердили бюджеты, не предусмотрев расходы на: содержание мест захоронений и погребение безродных – не предусмотрено в Атырауской и Мангистауской областях; водоснабжение – не предусмотрено в Актюбинской, Алматинской, Мангистауской, Туркестанской областях; благоустройство населенных пунктов – не предусмотрено в Жамбылской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях; дошкольное образование – не предусмотрено в Акмолинской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях; начальное, основное и среднее образование – не предусмотрено в Жамбылской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях; культуру, спорт, туризм – не предусмотрено в Западно-Казахстанской области; спорт и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий – не предусмотрено в Северо-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Актюбинской, Акмолинской областях; культурно-досуговая деятельность – не предусмотрено в Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях; ремонт дорог – не предусмотрено в Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях.

Эксперты Transparency Kazakhstan рекомендуют населению перед отчетной встречей акима изучить бюджет своего населенного пункта на 2019-2021 гг. в этой интерактивной карте. В случае несогласия с соотношением расходов на содержание акима, прочих затрат и решения вопросов сугубо локального значения, предложить депутатам маслихата внести поправки в бюджет с учетом мнения местного сообщества и существующих проблем.

Властям, ответственным за разработку, принятие и освоение средств, рекомендовано: обеспечить широкое вовлечение депутатов маслихатов в обсуждение с местными сообществами распределение средств местного бюджета с учетом мнения населения и существующих проблем, обеспечить доступность и заблаговременность информации о проведении сходов местного собрания, при разработке проектов бюджетов учитывать реальные нужды населения, обеспечить соотношение расходов на содержание аппаратов акимов с расходами на решение локальных проблем, сократить количество средств, выделяемых на «прочие» расходы акиматов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру