Казахстанские товаропроизводители не справляются с запросами внешних рынков

Рост несырьевого экспорта Президент РК объявил одной из приоритетных экономических задач. Чуть ранее от Елбасы прозвучало поручение удвоить продажу за рубеж переработанной продукции в два раза за ближайшую пятилетку. Как рассказал на днях министр торговли и интеграции, иностранные рынки готовы принять наши товары, да вот только желаемых ими объемов порой просто не хватает.

“Особое направление для нас - это Китай, куда можно и нужно наращивать потенциал. КНР также предложено 60 товарных позиций стоимостью более 1,3 миллиарда долларов, - рассказал глава Минторга Бахыт Султанов. - Однако здесь возникли проблемы. Китайские дистрибьюторы буквально проглатывают все, что мы предлагаем. Но когда они просят следующую партию, к сожалению, наши товаропроизводители говорят: “Нам нужно еще полгода-год для того, чтобы вырастить, произвести, доставить это до китайских коллег”. Вот в этом и проблема нашего планирования”.

Пару лет назад китайские трейдеры объезжали весь Казахстан, выискивая поставщиков баранины, и сетовали, что ни один фермер не может дать им нужное количество. Аналогичная ситуация и по другим товарам.

Например, недавно открыли фирменные отделы продукции из Казахстана в супермаркете города Ухань в Центральном Китае. Ожидается, что аналогичные отделы откроют во всех крупных магазинах 12-миллионного города. Если, конечно, обеспечат нужное количество продукции - казахстанские товары в Китае идут нарасхват, потому как считается, что они “экологически чистые”, но при этом недорогие. К слову, в Ухане торгуют нашими макаронами, конфетами, винами, соками и лимонадами, молочной продукцией, медом и мукой. Пока там представлены товары 13 производителей, но, как сообщил министр, в ближайшее время заключат контракты еще с 40 фирмами.

Чтобы выполнить президентский наказ и взрастить несырьевой экспорт с нынешних $22,8 млрд до $41 млрд, как считают в Минторговли, надо помогать торговать малому и среднему бизнесу. Ставка на МСБ позволит “существенно изменить структуру торговли в текущих условиях мировой экономики и торговых санкций” и позволит экономике “стать менее уязвимой от субъективных факторов”.

Переориентирование с крупных компаний на мелкие исходит из международного опыта, который пытаются активно перенимать в Казахстане. В пример берут Германию, в которой тысячи малых предприятий являются лидерами среди мировых экспортеров и торгуют на 20 мировых рынках.

Правда, в Германии и малых предприятий много - почти 3,5 миллиона, есть из чего выбрать. Да и сами малые производства изначально ориентируют свою деятельность не только на внутренний рынок, но на продажи за рубеж.

В Казахстане же с его четырьмя сотнями активных экспортеров (из которых большая часть относится к крупным компаниям), которые еле-еле справляются с текущими запросами покупателей, говорить даже об удвоении экспорта, а не то что о выходе в лидерские списки, весьма сложно. А потому Минторг решил взращивать из нашего МСБ “торговца-экспортера”.

Делать это собираются через механизм акселерации экспортера. То есть бесплатно помогать бизнесменам переориентировать свой бизнес на торговлю за рубеж. Как сообщали власти, помощь будет начинаться с экспертного анализа слабых и сильных сторон предприятия, обучения предпринимателей ведению экспортоориентированного бизнеса, поддержки в получении техстандартов. Более того, участников программы будут “вести” вплоть до выхода на внешние рынки и подписания контрактов с покупателями. Как ожидают в Минторге, за ближайшие пять лет благодаря такому “ускоренному созреванию” количество экспортеров в стране увеличится на 600 компаний.

Есть еще один важный момент, о котором долго просили предприниматели и на который таки решилось пойти правительство, - компенсация транспортных затрат. Географическое расположение страны в центре Евразии делает нашу продукцию менее конкурентоспособной из-за слишком дорогой транспортировки до покупателей. Раньше государство компенсировало затраты на перевозку продукции лишь до границ страны, но с конца октября решило возмещать до половины всех расходов на транспортировку всеми видами транспорта: от автомобильного до авиа и морского. Как сообщили в правительстве, заявки на компенсацию подали практически все компании-экспортеры (около 350).

Если прибавить к этим выплатам еще и компенсации на рекламу наших товаров за рубежом, оплату экспортерам содержания их “импортных офисов” и складов и участие в выставках, поддержка в получении сертификатов соответствия продукции в разных странах (там тоже компенсируются расходы), то, в принципе, объемы господдержки желающим торговать с заграницей у нас уже почти на уровне успешных стран-экспортеров. Осталась мелочь - производить то, что требуется на внешних рынках, нужного качества и нужных объемов.

Но даже сейчас, имея небольшое число экспортеров и загружая имеющиеся у них мощности, у Казахстана есть шанс увеличить объем внешних продаж на несколько миллиардов долларов. Коммивояжер-министр предлагал странам Евросоюза, Швейцарии и США 263 товарные позиции на два миллиарда, России - 87 новых товаров на 250 миллионов долларов, Центральной Азии - 236 переработанных продуктов почти на 0,5 миллиарда. И плюс всеядный Китай, с которым только в последние несколько месяцев заключен 61 экспортный контракт на сумму более 300 миллионов долларов.

В общем, чем торговать - у нас есть, потенциальных покупателей - хоть отбавляй. Цель поставлена. Теперь, как время от времени повторяют в кулуарах власти, “надо верить и исполнять”.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру