Въездной туризм в Казахстане: есть ресурсы, есть энтузиасты

Обсуждение новых идей и уже набравших обороты казахстанских туристических продуктов состоялось на недавней конференции, организованной Управлением туризма Алматинской области при содействии Международной туроператорской транспортной компании «Тумар-Транс».

Въездной туризм в Казахстане: есть ресурсы, есть энтузиасты

Темой встречи заинтересовались как сами представители туристской сферы Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей, руководители этноаулов, государственных природных национальных парков, так и преподаватели школ и вузов Алматинской области, а также организаторы-энтузиасты проектов событийного туризма.

Если же говорить о развитии туристической привлекательности нашей действительно уникальной и территориально, и с точки зрения огромного разнообразия ландшафтов страны, то начинать надо, как это ни банально звучит, с аэропортов и туалетов. Ну нет у нас в этом никакой привлекательности — одни разочарования даже для самих казахстанцев. Когда же, бывая за рубежом, мы показываем иностранцам, впервые услышавшим о Казахстане, карту страны, они первым делом удивляются ее географическим размерам, затем с восторгом рассматривают красоту наших гор, природы, города Алматы и часто проявляют интерес приехать к нам в гости. Мы не так давно начали заниматься созданием реальной индустрии туризма и гостеприимства. Сколько времени потребуется на решение вопросов с терминалами в аэропортах и туалетами по всей стране, сказать сложно, но энтузиасты в области туризма уже создают занимательные и оригинальные проекты. Подтверждением тому становятся все набирающие популярность фестивали событийного туризма, увеличивающееся количество гостевых домов в национальном стиле, возрастающая посещаемость этноаулов и этнических центров, «юрточных» зон отдыха.

Главная тема

Лейтмотив конференции был направлен в сторону экологии и этнографии, поскольку экологический и этнографический туризм набирает популярность во всем мире и, по сути, превращается в модный тренд. У Казахстана и Алматинской области для раскрутки этих тенденций есть все необходимые ресурсы. По нашей территории проходил Великий Шелковый путь, на перекрестках которого сохранились уникальные памятники и материального наследия — археологические парки и архитектурные объекты, и нематериального — завораживающие кюи, легенды, национальные традиции. Использовать этот роскошный потенциал в тандеме с природой, казалось бы, легче легкого, но мы действительно только начинаем осваивать этот современный путь. И во многом идем правильно, так как каждый третий турист, приезжающий в страну, по статистике Управления туризма и Казахстанской туристской ассоциации, обязательно посещает Алматы и его окрестности.

Отметить в сфере продвижения туристических продуктов Алматинской области можно деятельность Туристско-информационного центра (ТИЦ) Visit Almaty. Во всяком случае ТИЦ, как разбросанный по всему городу информационный центр, выполняет свои задачи помощи туристам ориентироваться в Алматы, регионе и по всей территории Казахстана. Поддержку на его базе находят все энтузиасты-общественники из числа альпинистов и организаторов туристских проектов. На международном фестивале FourЭ, принявшем более 10 тысяч гостей, в том числе из разных стран дальнего и ближнего зарубежья, ТИЦ представлял Казах-аул и Резиденцию тенгрианской волшебницы Умай. Казах-аул в этнодеревне фестиваля только подтвердил и усилил интерес к нашей стране иностранцев и показал, что традиции номадов привлекательны также и для самих казахстанцев. ТИЦ выступил одним из организаторов фестиваля «Тойказан» в Талгарском районе, поддержал все инициативы нового этноцентра Nomad, провел обучающие мастер-классы для хозяев гостевых домов села Саты.

Двигатели и движители

Энтузиазмом глобальных инициатив страстно увлечен Даурен Валиев, исполнительный директор ТОО «МАЛ «Хан Тенгри», известный альпинист. Он убежден, что брендом страны может стать самая древняя философия мира — тенгрианство:

— Казахи и казахстанцы стоят над всеми религиями, обладая самой сакральной философией тенгрианства, являющейся матерью всех религий.

Даурен также рекомендует развивать в себе и усиливать чувство собственной значимости, помнить и знать, что кочевник всегда был свободным, а значит, несломленным и непокоренным, читать больше книг, понимать, что круче экотуристов, чем номады, никогда и нигде в мире не было.

Есть у него и идея создать в Алматы зрелищный национальный туристический продукт — церемониальный конный разъезд с батырами.

Айгуль Жансерикова, директор центра ремесленников «Казак Онер», сегодня поглощена идеей разработки имиджевого бренд-бука для Шымкента. У этого южного города не так давно появился очень стильный логотип, символизирующий тюльпан. Айгуль предлагает использовать этот логотип повсюду в Шымкенте: в одежде и обуви, аксессуарах и сувенирах, коврах и на постельном белье, в посуде и декоре городских объектов, начиная с аэропорта и заканчивая малыми архитектурными формами на местном Арбате.

— Этот стиль должен отличать шымкентцев. Они сами должны его пропагандировать, чтобы город стал узнаваем туристами, — эмоционально высказалась Айгуль Жансерикова. — Шымкентцы могут пить чай из пиалы с тюльпанами, дарить цветы, созданные из войлока, носить сумки и одежду в шымкентском стиле, тем более что в 2020 году южный город страны должен стать культурной столицей стран СНГ.

А этноаул «Гунны» уже закрепил свои позиции как самобытная визитная карточка Алматы, востребованная туристами. Его руководитель Асель Алишерова говорит, что в этом году этно-аул посетили 10 тысяч иностранных гостей. Здесь демонстрируют захватывающие дух реконструкции, стилизованные шоу-программы, презентуют национальные танцы, игры, традиции.

Туризм событийный и гостевой

Печатное и интернет-издание о туризме, альпинизме, охоте и рыбалке «Ветер странствий» во главе с Натальей Боровой несет свою миссию в продвижении туристических брендов страны. Традиционными для казахстанцев и гостей два фестиваля экологического и событийного туризма на чудесном озере Алаколь. Проводимые изданием совместно с центром семейного отдыха «Пеликан», Управлением туризма Алматинской области фестивали «Крылья Алаколя» и «Окуньколь» удобны и по датам проведения. «Крылья Алаколя» всегда выпадают на праздники с 7 по 9 мая, как раз перед началом открытия купального сезона, а «Окуньколь» собирает своих гостей в начале сентября, то есть бархатного сезона, когда основной поток отпускников исчезает, но озеро остается теплым и гостеприимным еще долго. «Крылья Алаколя» — это наблюдение за птицами, арт-программа и развлечения, специально продуманные с учетом возрастных групп и разных предпочтений. «Окуньколь» манит рыбалкой на серебристого окуня, медитативным состоянием опустевших пляжей и опять же — интеллектуально-развлекательным досугом.

Гостевые дома с этническим наполнением становятся все интереснее для туристов. Качество сервиса в них с каждым разом улучшается благодаря деятельности другого энтузиаста уже в форме целой организации — Казахстанской туристической ассоциации (КТА). Ее локомотив и директор Рашида Шайкенова отметила устойчивость самой КТА, созданной в 1999 году, что позволяет вести целенаправленную деятельность в сфере туризма, мониторить все процессы, происходящие в отрасли, продвигать актуальные бренды и усиливать их основы. Согласно исследованиям КТА, Казахстан чаще посещают туристы из европейских стран — 52 процента, это резиденты Швейцарии,

Франции, Испании, Польши, Германии, Нидерландов. Из азиатских — 25 процентов, но цифры могут увеличиться в связи с облегченными правилами визового режима. Основной возраст туристов — от 26 до 30 лет и от 41 до 50 лет.

— Раньше мы «продавали» туристам только природу, не наполняя ее содержанием, — отмечает Рашида Рашидовна. — Сейчас наблюдаем «перезагрузку» отечественного туризма: создаются новые туристические продукты, бренды, туристические фирмы стали перестраиваться в сторону въездного туризма. Мы уже, не боясь, можем показывать экодома в селах, сегодня впервые заговорили и об агротуризме, когда можно презентовать сельскохозяйственные и фермерские объекты — верблюжьи, конные, медовые, фруктовые.

Заслуженно отмечены

Что касается КТА, то 19 декабря она подвела итоги республиканской олимпиады «Лучшие специалисты туристской индустрии РК-2019», которую ассоциация проводит восьмой раз. В этом году количество участников увеличилось до 40 из городов Алматы, Нур-Султана, Костаная и Тараза. Предложили шесть номинаций, и стоит назвать имена победителей, потому что именно эти люди создают имидж страны на всех уровнях индустрии гостеприимства.

В номинации «Внутренний и въездной туризм. Знание туристских ресурсов Казахстана» лучшие знания показали Ольга Светличная (ASIA DISCOVERY, Алматы), Альбина Веймер (турцентр «Золотой Караван», Тараз), Владимир Михайлов (Azimut Travel, Алматы).

В номинации «Выездной туризм. Знание основных туристских направлений по странам» лучшие результаты у Екатерины Теплинской (компания «SANAT», Алматы), Светланы Иманахуновой («MAMA Travel», Алматы), Жанны Пфафенгут («Бархатный сезон», Нур-Султан), Халифа Гилева («MOUZENIDIS Travel», Алматы).

За победу в номинации «Авиаагенты. Знание международных систем бронирования. Технологии выписки авиабилетов в GDS Amadeus» поздравили Азамата Мукашева («HRG 

Казакстан», Алматы), Даригу Кожахметову («Триумф SAT grouptravel», Нур-Султан), Асель Жакупову (Travel Center, Нур-Султан).

Самыми лучшими в номинации «Педагоги, лучшие преподаватели по туризму» названы Анастасия Губаренко (Казахская академия спорта и туризма, Алматы), Темирлан Имангалиев (университет «Туран», Алматы), Татьяна Кастальская («Казахская академия труда и социальных отношений», Алматы).

«Лучший администратор» — Гульнара Лаубаева (отель ALMA, Алматы), Юлия Моргунова (гостиничный комплекс «Медеу», Костанай), Камшат Жумадилла (гостиница «Алматы», Алматы), а «Лучший менеджер продаж и маркетинга» — Инна Шашкова (Grand Hotel Tien-Shan, Алматы) и Инкар Усенова (отель Grand Sapphire, Алматы).

Всех этих людей объединяют любовь к своей родине и желание представить свою страну в достойном свете. И если гостеприимство начинается с человека, то людей замечательных у нас превеликое множество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру